Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Уже первые вопросы в связи с эстетикой шрифта подводят к некоторым интересным выводам. Известное положение из экономическо-философских рукописей (1848 года) Карла Маркса «... в силу этого человек строит также и по законам красоты...» 1 до настоящего времени расценивалось как воздействие человека на окружающий мир и на производство и поэтому с полным на то правом рассматривалось в связи с теоретическими положениями относительно прикладного искусства. Знаки же шрифта выполняют роль передатчиков информации. По смыслу положение Маркса должно распространяться также и на средства передачи информации. Хотя этому роду взаимосвязи до настоящего времени почти совершенно не уделялось внимания, можно утверждать следующее: шрифт как зримое средство связи между людьми является носителем не только семантической, но также и эстетической информации.

ков, которые мы сознательно уже не воспринимаем. В отдельных произведениях шрифтового искусства эти моменты могут блеснуть внезапной вспышкой, вызвать воспоминания. Пока еще не являющееся актуальным сближение прописных и строчных букв в единые графемы латинского алфавита могло бы взломать наслоения косности в этом вопросе, привлечь внимание к диалектике фонетических и графоматических фигур. Мы пока еще не в состоянии точно сказать, где кончается речь и начинается выполнение чисто эстетических задач. Вспомним хотя бы наслоения образных выражений и знаков, переплетения слов со схожим написанием, но с различным значением. Здесь можно привести в качестве примера идеограммы-стихи, произведения каллиграфического письма Аполлинера, а также изготовленный специально для его стихов шрифт Штефана Георге. Что касается задач дальнейшего творческого развития, то здесь необозримое поле деятельности для человека мыслящего, который посредством искусства шрифта формирует слова и буквы, чтобы пробудить ассоциативные ощущения, представления и эффекты. Вопрос к тезису 5. В какой связи со шрифтом можно рассматривать эти слова Карла Маркса?

Ответ. Вначале приведем еще одну цитату из той же работы К. Маркса: «...только музыка пробуждает музыкальное чувство человека; для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла, она для него не является предметом, потому что мой предмет может быть только утверждением одной из моих сущностных сил... Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы»2.

статьи о моде http://ladycaramelka.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *