Функциональное разделение книжного потока

Функциональное разделение единого в прошлом книжного потока на ветви с ярко выраженной спецификой, в том числе и художественной, особенно четко определило самостоятельный путь развития детской книги.

Нарядная «книжка-картинка» для малышей, сформировавшаяся как особый жанр книжного искусства в эпоху стиля модерн, активно развивалась на протяжении 1920-х годов. Наиболее яркие плоды принесло это развитие в послереволюционной России, главным образом в Петрограде-Ленинграде, где тогда работали такие мастера, как В. М. Конашевич и В. В. Лебедев. Первый из них стал прямым наследником декоративно-каллиграфической традиции «Мира искусства», значительные представители которого — М. В. Добужинский С. М. Чехонин, Д. И. Митрохин — еще продолжали работать в той же области рядом с ним.

В. М. Конашевич предпочитал рисовать пером упругой и подвижной, орнаментально-изящной в своих изгибах линией, легко подцвечивая свои, уже в черном цвете законченные и нарядные иллюстрации. Почти вычурной нарядностью отличались нарисованные им шрифты, изощренные очень индивидуальные орнаменты, по ритму и почерку прочно связанные с его изобразительной графикой. И в то же время Конашевич — неутомимый рассказчик, дополняющий в своих иллюстрациях текст десятками собственных, всегда забавных подробностей.

В. В. Лебедев, вместе с группировавшимися вокруг него более молодыми художниками детской книги, представлял иную тенденцию, восходящую к опытам авангардной живописи рубежа 1910—1920-х гг. и к его недавней работе в Петроградской плакатной мастерской «Окон РОСТА». Он смело обобщает свой броский лаконичный рисунок, сводя его к системе упруго очерченных и плотно уложенных на белую бумагу фактурно-черных или цветных силуэтов. Глубины нет — все действие, забавное и динамичное, совершается непосредственно в плоскости книжного листа. Это был совершенно новый строй детской графики — до схематичности упрощенной, осязаемо предметной, активно действенной. В шарнирно-подвижных, по-игрушечному, но отточенно характерных сказочных зверях киплинговского «Слоненка» (1922), в образах- масках ранних книжек С. Маршака, движущихся по разворотам в четком ритме веселых стихов, В. В. Лебедев по-детски отчетливо воплощал волевое, формотворческое начало искусства 20-х гг.

http://smakoed.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *