Государство Силла и творчество

(к)льщие запасы золота. Любовь к золоту и его блеску особенно ярко проявилась у разбогатевших силласких правителей и окружавшей их знати, стремившихся показать свое могущество и богатство н украшении себя блестящими драгоценностями, изготовлявшимися для них руками искусных ювелиров.

Короны из листового золота и позолоченной бронзы, как уже указывалось, были также открыты в погребениях правителей Когурё и Пэкче, они показывают высокий вкус и творческую изобретательность мастеров. Но великолепный образец из Гробницы золотой короны (44,4 см) вызывает восхищение как сложностью формы, ■так и особой пышностью украшения, свидетельствуя о богатстве замысла и его искусном воплощении ювелирами Силла.

Корона выполнена из тонкого листового золота и состоит из о('>руча-венчика, к которому прикреплены пять золотых плоских стоек, три центральные имеют роговидные ответвления и напоминают условные изображения деревьев, а две стойки по их сторонам исполнены в виде изогнутых оленьих рогов. Обруч и стойки покрыты мелкими отверстиями с подвешенными при помощи тонкой золотой проволоки многочисленными бусинами из горного хрусталя, цветного стекла, нефрита, а также блестками из золота и особых украшений из нефрита (магатама) в форме когтя тигра или изогнутого птичьего клюва, которые, очевидно, имели магическое значение 17. От обруча короны отходят вниз длинные, ниспадающие на грудь подвески с листьями на цепочках и с магатама на концах. Внутри венчика помещается ажурный, остроконечный золотой колпачок с двумя отходящими от него ажурными крыльями с блестками, подвешенными на проволочках. Возможно, что крылья играли сим-иолическую роль в коронах для погребального культа48.

Сложная форма этой короны близка к сарматской диадеме, открытой в погребении около Новочеркасска, у которой тоже на обруче расположены стойки в виде деревьев и оленей49. По мнению некоторых исследователей, она напоминает шаманские головные уборы из березовой коры, которые существовали в районе Енисея и Сибири50.

Корона в виде обруча с изображением деревьев могла быть заимствована корейцами на севере у кочевых народов и из Когурё и 11:>кче перешла в Силла, где получила свою развитую, сложную форму.

Легкость короны и ее относительная непрочность позволяют предполагать, что она была исполнена только для погребения правителя и, очевидно, имитировала более солидную, служившую для торжественных церемоний. Короны силласких ванов отражали желание мастеров поразить окружающих необычайным сиянием сверкающих бусин, которые, качаясь на проволочках и цепочках, переливались и создавали игру света во время движения и образовывали как бы ореол вокруг головы правителя, свидетельствуя о его могуществе и силе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий