Проникая в обыденную жизнь, обслуживая ее потребности и вкусы рядового обывателя, графика обнаруживает тенденцию к снижению образа. Возвышенное все чаще сменяется прозаическим, идеализация вытесняется суховатой достоверностью.
Это сказывается, в частности, на графическом портрете, будь то широко тиражируемые изображения царствующих особ, генералов и государственных мужей или более камерные, обращенные к семейному зрителю. Там же, где традиционно высокая стилистика продолжает культивироваться, — например, в салонно-историческом жанре (чаще всего это репродукции картин), все яснее ощущаются искусственность, внутренняя пустота и фальшь. Романтический, а тем более классицистический, пафос стандартизируется, оборачиваясь пошлостью, набором привычных поз.
Зато буйно расцветает сатира, выдвигая множество язвительных и зорких наблюдателей жизни, владеющих и приемами гротеска, и прозрачным иносказанием, а порой — гневным пафосом отрицания. Остроумные подписи, удачно подслушанные в жизни разговоры реальных прототипов, забавные каламбуры сочинялись самими художниками или их друзьями-писателями. Графика становилась все более литературной, рассказывающей, представляющей зрителю законченные житейские ситуации и сцены.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.