Такими они переходят и в гравюры, выполненные детальнее, тщательнее, но с той же свободой жеста — естественного и в то же время театрально отточенного. Для Калло мир — в первую очередь зрелище, он весь театрален и отсюда любовь художника к пластическому изяществу жеста, к острой, нередко гротескной характерности своих героев — будь то уродливые, но нарядные карлики (серия «Горбуны»), «Бродяги» в живописных лохмотьях, горделивые кавалеры и галантные дамы («Дворянство») или же, наконец, впрямую — ломающиеся на подмостках традиционные персонажи-маски итальянской комедии.
Калло наслаждается стройно организованным зрелищем, изображая балет или турнир, процессию или представление трагедии.
Он разворачивает их действие симметрично и ритмически изящно на большом листе в просторном, но замкнутом, архитектурно оформленном пространстве. Но столь же увлекательным зрелищем предстают у него и пестрая толпа на городской площади или осада крепости на бесконечной равнине, простирающейся вверх по листу, подобно географической карте. Театральным зрелищем выглядит не только экзотическая кавалькада цыган, но даже «Несение креста» (1623-1624), окруженное толпами зевак.
Художник, видимо, вообще был мало чувствителен к трагизму изображавшихся им, порой чудовищно жестоких сцен пыток и казней. Таково и знаменитое дерево, увешанное гроздями казненных. Этот лист из серии «Большие бедствия войны» (1632—1633)
столь же строен и легок, симметричен и красив, так же полон балетно-изящными фигурками солдат, как и любой лист из его серий «Праздники» или «Турниры».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.