«Иконография»

Важной вехой в истории барочной гравюры стала выполненная теми же мастерами «Иконография» — серия портретов по артистически-изящным рисункам А. Ван Дейка. Среди сотни ее персонажей, наряду с изображениями власть имущих, были и портреты художников — Рубенса, самого Ван Дейка и др., а также и граверов, участвовавших в создании серии.

18 листов сам автор исполнил на досках офортной иглой, в подвижной, легкой, импровизационной манере. Но таковы лишь драгоценные пробные оттиски: потом доски дорабатывал резцом профессиональный гравер, доводя их до привычной в то время степени насыщенности, контрастности и законченности.

Портретная гравюра резцом переживает в XVII в. расцвет и во Франции. Возвышенная парадность сочетается в ней с зоркостью взгляда, конкретной точностью сдержанных характеристик. Лучшие мастера — классически ясный, лаконичный К. Меллан, более живописно-пышный Р. Нантейль гравировали как с чужих оригиналов, так и по своим собственным рисункам с натуры.

«Меллан строит свои резцовые портреты как строго рациональную структуру: редкие параллельные линии, почти без перекрещивания — чистая формула графичности, как бы воплощение картезианской логики»2, — отмечает исследователь. Графическая поверхность Нантейля сложнее, изощреннее. Лишенная красок гравюра способна все же передать впечатление живописного богатства. Оно создается подвижностью мягкой светотени в лепке лица и складок, а еще более — богатством фактуры, виртуозно передающей поверхности драгоценных тканей и кружев, упругую пышность париков, наконец, разнообразием и сложностью обработки всей поверхности гравюрной доски. Богатство техники все больше ставится на службу не специфически гравюрной выразительности, а почти факсимильному воссозданию эффектов живописи.

Торжественную парадность гравюры усиливает и ее обрамление, гравируемое с почти иллюзорной рельефностью. Как правило, по- грудный портрет заключался в овальный медальон, широкая, выпуклая рама которого опиралась на архитектурно разработанное основание. И рама, и этот подиум обычно несли на себе сопровождающие изображение прославляющие тексты. По контрасту такое архитектурно-пластическое построение, занимающее значительную часть плоскости листа, оттеняет пространственность самого, погруженного в глубокую раму портрета и отдаляет портретируемого от зрителя, подчеркивая дистанцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *