Но главным средством построения художественно богатой и стилистически ценной книги остается для них отточенная и нарядная, декоративная по преимуществу графика. Большие иллюстрационные серии с развернутым повествованием хотя и были созданы мирискусниками — А. Н. Бенуа («Медный всадник» А. С. Пушкина, 1903— 1923), Е. Е. Лансере («Хаджи Мурат» Л. Толстого, 1912— 1916), но в сущности для этого направления нехарактерны.
Главным был для художника не рассказ, но воплощение стиля, создание эстетизированной атмосферы книги, ее целостной духовной среды. И потому в иллюстрациях становилось главным начертательное, собственно графическое начало, подчинявшее себе пространственную структуру и сюжетность.
Они входили в развернутый декоративный ансамбль виньеток, буквиц, заставок и концовок, орнаментальных линеек, изящных надписей, подчинялись ему. Мастера мирискуснической книги:
А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др. — все были блестящими орнаменталистами, мастерами декоративного шрифта, стилизаторами.
Изысканная неоклассика, обеспечивающая строгость стиля, получает пряную остроту от явственных у многих из них влияний модерна. Некоторая безличность используемых старинных образцов преображается в их интерпретациях несколько манерной грацией узнаваемых индивидуальных почерков.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.