«Илья Репин» В. Белкин

Раздел: Книги

И при всем том в нем присутствовали обаятельная скромность и критически трезвое, недоверчивое отношение к себе. В школе на бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лпс1, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!» И что поразительно - он не поверил.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось н нем навсегда. Он любил называть себя

«посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое он принимал в рабочем порядке, как необходимые поправки к собственном труду.

Поступив в желанную Академию, Репин пребывал «в величайшем восторге и необыкновенном подъеме». По его признанию - - это был «медовый год его счастья». Кажется, ни один пол не описывал так восторженно свои любовные приключения, как молодой Репин свой первый учебный день п Академии — важную лекцию но начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирной историей и живописью. Благоговение перед наукой, священный трепет перед всякой ученостью осели п нем крепкой привычкой уже навсегда.

В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: ой приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась чугуевская округа. Еще шестнадцатилетним подростком его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы вечно пьяных артельщиков.

В рисовальной школе па бирже Репин свел знакомство с Крамским. В Академии их знакомство продолжилось. Молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусстве). «Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, он должая быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижническою» катехизиса.

На большую золотую медаль он пишет картину «Воскрешение дочери Иаира». Поначалу эта вещь ему никак не давалась: слишком был далек от жизни ее библейский сюжет. Но однажды он вспомнил, как умирала его любимая сестренка Устенька, и воображение включилось в работу — нашлись и нужные жесты, и позы, и необходимый по сюжету таинственно-мрачный свет. На конкурсной выставке картина поправилась и блеском живописи, и свежим решением схоластической темы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий