Молодым блестящим выпускником Академии заинтересовались денежные тузы. Первый заказ к нему поступил от владельца московской гостиницы «Славянским базар», заплатившею ему полторы тысячи рублей за картину-панно, изображающую музыкальных знаменитостей. Сумма эта была по тем временам просто сказочная, и именно она позволила Репину устроить личную жизнь, жениться на П. Шевцовой.
Но не первый заказ и не женитьба делают дня пас интересными эти годы, а «Бурлаки» — популярнейшее из репинских созданий. Однажды, еще и бытность Репина в Академия, какой-то беспечный приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода — солнечная, пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и темно-зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» — как писал он впоследствии...
Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Федором Васильевым на Волгу. Эта веселая и полная приключений волжская одиссея с восторженным блеском описана им в книге «Далекое близкое». В конце лета 1870 г. он привез свои волжские этюды в Петербург. Специально для того, чтобы на них взглянуть, в Академию пожаловало самое высшее начальство: вице-президент Академии, великий князь Владимир Александрович. «Какой сюрприз! - писал о нем Репин — Великий князь Владимир Александрович моложе меня на два года, красавец, со звонким чарующим голосом. Я восхищался им в душе...» И вот удиви тельная ирония судьбы. «Бурлаки», которые и для либеральной и для советской России навсегда остались символом народного бесправия и угнетения, были написаны по заказу этого блестящего члена царствующего дома России. До самой Октябрьской революции они так и висели в его дворце. «И надо правду сказать, — пишет Репин, -- что великому князю картина эта искренне нравилась».
И «Бурлаки», и в еще большей степени «Крестный ход в Курском губернии» принадлежат, быть может, к самым вдохновенным и удавшимся репинским созданиям. Б «Крестном холе», кажется, он так увлекся красотой божьею мира, его блеском красок и счастьем, что вся идеологическая чепуха как-то отпала вдруг, уступив место естественному художническому восторгу и страсти. С жадностью влюбленного человека он набрасывается на самые простые и банальные явления жизни и любуется ими словно ребенок. Для нею даже самый ничтожный, мелкий и незначительный пустяк: какой-нибудь корявый лапоть на ноге мужика, цветастый кушак, бабий платок, жандармский китель, черные лица побирушек или сухой раскаленный зной есть драгоценность, потому что все это принадлежит жизни и рождается сю.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.