И зритель мгновенно откликнулся на эту живую красоту. «В «Крестном коде». - вспоминал А. Бенуа, — нас, разумеется, не прельщало наивное сопоставление фанатичных богомольцев и грубых жандармов, но исключительно только красота превосходно переданного знойного дня и великолепно выраженное движение живописной толпы... В «Не ждали» наш глаз скользил по ходульной мелодраме, по довольно поверхностно созданным типам, но зато с наслаждением останавливался па превосходно написанном интерьере, на сильных красках, на бодрой простой живописи".
После «Бурлаков» и через год после «Крестного хода» Репин пишет еще одну свою популярную вещь -- «Иван Грозный и сын его Иван». «Впервые пришла мне в голову мысль писать картину — трагический эпизод из жизни Иоанна IV — уже в 1882 г. к Москве, — писал художник. — Я возвращался с Московской выставки, где был па концерте Римского-Корсакова. Его музыкальная трилогия - любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что нибудь подобное по силе его музыке».
А уже много позже, в 1923 г., он так объяснял свое увлечение столь кровавым и жестоким сюжетом. «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют такую влекущую силу, что противостоять ей могу! только самые высококультурные натуры. В то время па всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я,
Портрет А. Жирхевича. 1891
заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену «Иван Грозный с сыном».
Писал Репин Грозного как всегда увлеченно, с напором. В его квартире целая комната была отведена под «апартаменты царя», по его эскизам сшили черные царские одежды и платье дли молодого Ивана. Художник много бродил но переулкам и улицам и всматривался в лица прохожих, ища среди них своего убийцу-царя и его несчастную жертву. Однажды он высмотрел какую-то колоритную фигуру прямо на рынке, в другой раз он, как опытный режиссер, напугал нарочно какого-то робкою мужика, что бы подсмотреть выражение испуга на его липе. Орлиный нос Грозного и его вытянутое лицо помог найти собрат по искусству, художник I. Мясоедов. Репин написал отличный портрет и сделал массу этюдов, а испуганное, «убитое» лицо несчастного царевича ему «подсказало» доброе, мягкое лицо его милого приятеля, писателя В. Гаршина.
Смотрите подробности стеклянные двери на заказ на нашем сайте.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.