«Илья Репин» В. Белкин

Раздел: Книги

И зритель мгновенно откликнулся на эту живую красоту. «В «Крестном коде». - вспоминал А. Бенуа, — нас, разумеется, не прельщало наивное сопоставление фанатичных богомольцев и грубых жандармов, но исключительно только красота превосходно переданного знойного дня и великолепно выраженное движение живописной толпы... В «Не ждали» наш глаз скользил по ходульной мелодраме, по довольно поверхностно созданным типам, но зато с наслаждением останавливался па превосходно написанном интерьере, на сильных красках, на бодрой простой живописи".

После «Бурлаков» и через год после «Крестного хода» Репин пишет еще одну свою популярную вещь -- «Иван Грозный и сын его Иван». «Впервые пришла мне в голову мысль писать картину — трагический эпизод из жизни Иоанна IV — уже в 1882 г. к Москве, — писал художник. — Я возвращался с Московской выставки, где был па концерте Римского-Корсакова. Его музыкальная трилогия - любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что нибудь подобное по силе его музыке».

А уже много позже, в 1923 г., он так объяснял свое увлечение столь кровавым и жестоким сюжетом. «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют такую влекущую силу, что противостоять ей могу! только самые высококультурные натуры. В то время па всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я,

Портрет А. Жирхевича. 1891

заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену «Иван Грозный с сыном».

Писал Репин Грозного как всегда увлеченно, с напором. В его квартире целая комната была отведена под «апартаменты царя», по его эскизам сшили черные царские одежды и платье дли молодого Ивана. Художник много бродил но переулкам и улицам и всматривался в лица прохожих, ища среди них своего убийцу-царя и его несчастную жертву. Однажды он высмотрел какую-то колоритную фигуру прямо на рынке, в другой раз он, как опытный режиссер, напугал нарочно какого-то робкою мужика, что бы подсмотреть выражение испуга на его липе. Орлиный нос Грозного и его вытянутое лицо помог найти собрат по искусству, художник I. Мясоедов. Репин написал отличный портрет и сделал массу этюдов, а испуганное, «убитое» лицо несчастного царевича ему «подсказало» доброе, мягкое лицо его милого приятеля, писателя В. Гаршина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *