«Илья Репин» В. Белкин

Раздел: Книги

На современников Репина рассказанная им трагическая история произвела сильнейшее впечатление. Все дивились и трепетали, глядя, с каким редким мастерством написана эта жуткая сцена. А спустя двадцать восемь лет, 16 февраля 1913 г., молодой иконописец Абрам Балашов нанес пой работе три страшных удара ножом. Илья Остроухов, возглавлявший в то время Третьяковскую галерею, вынужден был подать в отставку после этого скандального происшествия. Городская дума выдвинула на ею мест художника и историка искусств Игоря Грабаря, и именно его усилиями была восстановлена и приведена в прежнее состояние знаменитая репинская картина.

Удивительнее же всего, что параллельно и «Крестному ходу», и идейной картине «Не ждали», и жутковато-кровавому «Ивану Грозному», Репин, словно для того чтобы освобождать себя от груза тяжких и мрачных переживаний, писал в течение двенадцати лет огромную картину с совершенно иным настроением. Это были его знаменитые «Запорожцы» восторженный гимн казачьему братству и вольнице. Словно устав от современного ему бесправия и унижения человека, он оглядывался назад, в историю родной Малороссии, и находил там чудесные былинные времена, когда люди были горды и свободны и свободно сами устраивали свою судьбу.

Крепкие казацкие фигуры, их здоровый мужичий хохот, колоритные яркие одежки и знаменитые чубы-оселедцы и усы - Репину стоило немалого терпения и труда изобразить всю эту веселую, забавную сценку во всей ее исторической убедительности. Были и путешествия по Украине вместе с Валентином Серовым и сыном, и собирание местного материала, и бесчисленные этюды, писанные со всех своих колоритных и подходящих знакомых. В результате сам художник остался доволен. «Я знаю. — писал он, — что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел, наконец, свою картину до полной гармонии и самой себе, что редко бывает, и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась — мне все равно».

Но была еще одна область в живописи, где художнику, пожалуй, в то время не было равных. Это — портреты. Он создал целый ряд первоклассных шедевров. Вспомним великолепные портреты критика В.В. Стасова, хирурга Н.И. Пирогова, коллекционера М. Третьякова, поэта А.А. Фета... Ею уникальная способность мгновенно и фото-графически точно схватывать малейшие черточки действительности, острая наблюдательность, способность чувствовать человека и выразить его неповторимую индивидуальность плюс энергичная, смелая, сочная живопись и здоровое, бодрое отношение  делают Репина выдающимся портретистом. В этом отношении его самый лучший потрет —композитора М. Мусоргского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *