ИНЬ И ЯН

Главный философский источник китайского стиля рисования -даосизм, согласно которому все сущее в мире возникло в результате слияния инь и ян. Инь - негативное, темное, влажное женское начало, ян - дополняющее его позитивное, светлое, сухое мужское. Гармонию инь и ян обеспечивает ци - явленная фор-

А «Утка» 27x22 см

Голова и спина утки образованы двумя мазками, шея - одним. Грудь и живот также нарисованы одним непрерывным движением кисти.

ма дао, или глубинной природы вещей. Все вещи, и одушевленные, и неодушевленные, ведут себя в соответствии со своей энергией ци, а художник стремится запечатлеть на бумаге их сущность. Таким образом, рисование китайской тушью не является в строгом смысле слова предметно-изобразительным искусством.

Чтобы помочь почувствовать разницу, я часто рассказываю одну притчу: двум художникам, китайцу и европейцу, дали три дня, чтобы нарисовать утку. Европеец два дня работал над подробными эскизами, наблюдая за утками в соседнем пруду. На третий день он пришел к пруду и нарисовал одну выбранную утку.

А китаец два с половиной дня ходил к пруду, но не сделал ни единого штриха. На третий день к вечеру он вернулся в мастерскую и нарисовал «сущность утки», которую сумел уловить.

Простота и продуманность композиции рисунка китайской тушью - также влияние даосизма. Простоты требуют и традиции дзен-буддизма. Своей вдумчивостью и глубиной рисование китайской тушью обязано всем трем основным философским учениям Китая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *