Искусство Китая

Раздел: Книги

Захоронения правителей «великого города Шан» включали в себя две подземные камеры, расположенные друг над другом, верхняя достигала 400 500 м . Двойной саркофаг расписывался красками, инкрустировался перламутром. Наклонные траншейные входы, тщательно замаскированные от врагов, охранялись изнутри мраморными приземистыми фигурами полулюдей-полухищников — тотемными стражами племени. В погребения помещали драгоценную утварь из нефрита, бронзы, белой каолиновой керамики, инкрустированные мечи и секиры, колесницы и все предметы, необходимые в загробной жизни, уподобленной жизни живых. Считалось, что каждый из них выполняет определенную магическую функцию, заклиная стихии, отпугивая злых и привлекая добрых духов природы. Характер орнамента росписей и инкрустаций, покрывающих оружие, сосуды.

украшения, свидетельствует о том, что во II тысячелетии до н. э. в искусстве установился единый круг изобразительных мотивов и мифологических представлений.

Особенно полное отражение эти представления нашли в тяжеловесных и величественных бронзовых сосудах. Предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, они служили целям вечным, поэтому торжественность проявляется во всем их внешнем облике.

Треножники высокие, с широкими раструбами вверху и внизу бокалы гу, прямоугольные, на высоких ножках котлы для жертвенного мяса дни, кувшины для хранения жертвенного вина ху и юй уравновешены в пропорциях и тектоничны. Поражает совершенство их обработки. Геометрический орнамент, похожий на греческий меандр (узоры грома — лэй-вэнь), покрывающий порой всю поверхность, отличается большой графической тонкостью. Он составляет своего рода фон, на котором выделяются узоры, выполненные в высоком рельефе, Ручки, крышки и углы сосудов имели выпуклые выступы и ответвления в виде бычьих голов, туловищ драконов. Связь с тотемистическими верованиями и обрядами заклинания природных стихий обусловила новую символику орнаментальных мотивов. Важнейшими символами стали уже не отвлеченные знаки солнца, луны, грома и ветра, а воплощающие стихни неба, земли и воды птицы и дракон, посылающий на землю дожди, цикада, предвещающая урожай, бык и баран, суляшие людям сытость и богатство. Подчас этим условно изображенным зверям придавался собирательный облик, обобщающий черты важнейших животных, покровителей человека,— тигра, барана, дракона. Такова чаще всего встречающаяся среди узоров рельефная маска фантастического зверя татэ. Иногда сами сосуды выполнялись в форме зве-

ря или птицы, оберегающих жизнь человека,— совы, тапира, тигра, но и тогда вся их поверхность заполнялась магическими знаками орнамента. Сосуды-охранители далеко не всегда плавны по очертаниям. Функции охранительной магии определили их облик: они словно оскалились острыми зубьями, покрылись плавниками и чешуей.

В целом памятники искусства периода Шаи (Инь) свидетельствуют о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого закрепились надолго.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *