В конце 11 тысячелетия до н. э. в долинах плодородных рек сложился уже целый ряд самостоятельных государств, борющихся между собой за господство. Наиболее мощное из них Чжоу завоевало иньское царство, значительно расширив свои пределы.
Длительный и неоднородный этап, условно объединенный названием «Чжоу», охватывает время с XI по III век до н. э. и фактически распадается на несколько этапов, отмечающих важные сдвиги в политической и культурной жизни Китая.
Первые столетия жизни царства Чжоу характеризуются восприятием победителями технических и культурных достижений побежденных.
Самые значительные сдвиги в культурной жизни страны и художественном сознании людей произошли в середине I тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием «Чжаньго» (Воюющие царства, V—III века до н. э.). Чжаньго — время упадка династии Чжоу и усиления семи крупных царств — знаменуется завершением патриархального рабства и нарастающей тягой к централизации. К середине I тысячелетия до н. о. в Китае не только разрослись старые города, но и возникло много новых, ставших центрами торговли, шелкоткачества, оружейного дела, керамического производства. Эти города стали очагами зна
ний, образования. Вторая половина I тысячелетия до п. э. время накопления и систематизации научных сведений о мире, почерпнутых из многовекового опыта наблюдения над природой. Они воплотились в создании первого звездного каталога, лунносолнечного календаря, «Трактата о горах и морях» («Шаньхай-цзин») '. Тесно сплетенные с магией, анимистическими верованиями, мифологическими представлениями и фантастикой, познания того времени являлись также и двигателями научной мысли.
Середина I тысячелетия до н. :>. весьма богата философскими исследованиями, касающимися вопросов соотношения жизни природы и человеческого общества. Представители основных философских школ — конфуцианцы, монеты, легисты, даосы — создавали свои концепции управления государством и народом. Среди учений, оказавших воздействие на формирование всех областей китайской культуры, важнейшие — конфуцианство и даосизм. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. Конфуцианство считало основной задачей самосовершенствование нравственности человека, воспитание и освоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцом и детьми, между старшими и младшими и так далее. Основатель учения Конфуций полагал, что деятельность идеально благородного мужа — цзюньцзы должна быть посвящена семье и государству, которое мыслилось как большая семья, где каждый занимает положенное место. Опираясь на культ предков и древний культ Неба — высшей направляющей силы, конфуцианство разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни, породило множество законов в области изучения истории, музыки, поэзии, живописи. Г лавным носителем всех норм поведения в конфуцианстве считался гуманный правитель.
И. Диск би - символ Неба. V пек до И. .9.
Осветленное стекло optiwhite.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.