Искусство Китая

Раздел: Книги

В конце 11 тысячелетия до н. э. в долинах плодородных рек сложился уже целый ряд самостоятельных государств, борющихся между собой за господство. Наиболее мощное из них Чжоу завоевало иньское царство, значительно расширив свои пределы.

Длительный и неоднородный этап, условно объединенный названием «Чжоу», охватывает время с XI по III век до н. э. и фактически распадается на несколько этапов, отмечающих важные сдвиги в политической и культурной жизни Китая.

Первые столетия жизни царства Чжоу характеризуются восприятием победителями технических и культурных достижений побежденных.

Самые значительные сдвиги в культурной жизни страны и художественном сознании людей произошли в середине I тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием «Чжаньго» (Воюющие царства, V—III века до н. э.). Чжаньго — время упадка династии Чжоу и усиления семи крупных царств — знаменуется завершением патриархального рабства и нарастающей тягой к централизации. К середине I тысячелетия до н. о. в Китае не только разрослись старые города, но и возникло много новых, ставших центрами торговли, шелкоткачества, оружейного дела, керамического производства. Эти города стали очагами зна

ний, образования. Вторая половина I тысячелетия до п. э. время накопления и систематизации научных сведений о мире, почерпнутых из многовекового опыта наблюдения над природой. Они воплотились в создании первого звездного каталога, лунносолнечного календаря, «Трактата о горах и морях» («Шаньхай-цзин») '. Тесно сплетенные с магией, анимистическими верованиями, мифологическими представлениями и фантастикой, познания того времени являлись также и двигателями научной мысли.

Середина I тысячелетия до н. :>. весьма богата философскими исследованиями, касающимися вопросов соотношения жизни природы и человеческого общества. Представители основных философских школ — конфуцианцы, монеты, легисты, даосы — создавали свои концепции управления государством и народом. Среди учений, оказавших воздействие на формирование всех областей китайской культуры, важнейшие — конфуцианство и даосизм. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. Конфуцианство считало основной задачей самосовершенствование нравственности человека, воспитание и освоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцом и детьми, между старшими и младшими и так далее. Основатель учения Конфуций полагал, что деятельность идеально благородного мужа — цзюньцзы должна быть посвящена семье и государству, которое мыслилось как большая семья, где каждый занимает положенное место. Опираясь на культ предков и древний культ Неба — высшей направляющей силы, конфуцианство разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни, породило множество законов в области изучения истории, музыки, поэзии, живописи. Г лавным носителем всех норм поведения в конфуцианстве считался гуманный правитель.

И. Диск би - символ Неба. V пек до И. .9.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *