9. Зеркало с узором драконов.
10. Зеркало с изображением Врат во вселенную.
//. Реконструкция хромового ансамбли « Чинъане (Сиань). I пек
В отличие от конфуцианства даосизм больше внимания уделял законам, господствующим в природе. Главное место в его учении занимает идеи о дао пути, или вечной изменчивости мира. Основатель даосизма Лаоцзы вслед за древними философами считал, что равновесие мира основано на взаимодействии двух противоположных начал — мужского (ян) и женского (инь), на гармонии и противоборстве света и тьмы, активности и пассивности. Жизненная энергия (ци) в соединении с ян и инь составляет гармонию мира. Человеческое поведение должно направляться естественными законами природы: «Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе». «Тот, кто нарушает законы дао, погибнет раньше времени»,— сказано в основном даосском каноне «Даодэцзин» (около VI века до н. о.). Даосизм обобщил зародившиеся еще в древности принципы отношения человека к природе, придав им новый поэтический смысл. Призывы даосов к бегству от суеты и ограничивающих свободу духа моральных норм способствовали пробуждению в человеке созерцательности.
В середине I тысячелетия до н. э. в китайском искусстве расширился круг тем, сюжетов и образов. возникли значительные поэтические сочинения, появились первые произведения живописи. Дальнейшее развитие получили принципы каркасного зодчества и регулярного градостроительства. Возник и первый трактат по архитектуре «Чжоули» (III век до н. э.), где закреплялись принципы иерархической структуры города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных магистралей (в 9 колесниц каждая), длины окружающих город стен. Вместе с расширением и конкретизацией представлений о мире вновь изменился стиль бронзовых сосудов, постепенно утрачивающих свой всеобъемлющий магический смысл. Их формы уже в
IX—VIII веках до н. э. стали более спокойными, плавными и обтекаемыми. К середине I тысячелетия до н. э. на смену сложному зооморфному орнаменту пришли изображения сезонных полевых работ — жатвы, молотьбы — или изображения охотничьих сцен. Узоры стали гравироваться, а подчас накладываться на поверхность путем инкрустации цветными металлами. Плоским блюдам и гладким кувшинам,
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.