поверхность которых использовалась как картинный фон, уже чужда былая массивность. Стенки их стали тоньше, пропорции более вытянутыми. Надписи, появившиеся на бронзовых изделиях еще в период Шан, уже перестали отливаться вместе с сосудом, а стали гравироваться отдельно. Все зто привело к повышению эстетической значимости фона и линейного штриха.
Образцом бронзы периода Чжаньго является кувшин ху, гладкий и стройный, с узким горлом и двумя изящными подвесными ручками. Весь этот сосуд от горла до основания заполнен тонко гравированным орнаментом. Узор по-прежнему располагается по его поверхности горизонтальными поясами. На одних поясах изображены охотники с мечами и луками, нападающие на диких, яростно отбивающихся животных, на других — птицы, пожирающие змей, или сражающиеся друг с другом фантастические крылатые чудовища. В этих динамичных изображениях переплетены фантастические, идущие издревле мотивы с живыми наблюдениями натуры. Зверь здесь не только олицетворение стихийных природных начал. Он как бы вовлекается в сферу земной человеческой жизни. Его изображение становится менее отвлеченным. Важное место уделено и самому человеку, который представлен как часть природного мира и вплетен в общий орнамент.
Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения в период Чжаньго появилось множество изысканных предметов, предназначенных для бытовых и культовых нужд знати. Это круглые бронзовые зеркала, гладко отполированные с лицевой стороны и инкрустированные серебром и золотом с оборотной, резные нефритовые диски (символ Неба), имевшие, как и зеркала, ритуальный смысл и возлагавшиеся на грудь покойника. Ритуальным целям служили и обнаруженные в
погребениях расписная лаковая мебель, лаковая утварь, музыкальные инструменты, предметы из резного дерева и камня. Все они покрыты тонким, гибким, как бы плетеным графическим орнаментом. Изящные овальные чаши, прямоугольные подносы, вазы и туалетные шкатулки ярки и сочны по красочным сочетаниям. Сложная и трудоемкая техника изготовления лаковых изделий в период Чжаньго уже достаточно высока. Легкие, блестящие, не боящиеся влаги предметы получались путем нанесения нескольких слоев окрашенного сока лакового дерева на деревянную, кожаную или холщовую основу. Стилистические черты этих изделий выявились благодаря раскопкам богатых погребений близ города Чанша (провинция Хунань). В тонких и легких завитках узоров чаш, блюд, музыкальных инструментов, напоминающих иероглифические знаки, отразилось более сложное, чем прежде, поэтическое восприятие мироздания, осмысляемого как стихия бесконечного движения космических сил. Изменились и сами ритмы рисунка, лишенного симметричности и строгости, нанесенного на поверхность блюд и широких чаш стремительной гибкой кистью, изображающей то птиц, то вихревые облака, заполняющие небо. Неизмеримо возросла роль незаполненного пространства, трактуемого как воздушная среда.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.