были выстроены двумя шеренгами статуи охранителей. Внутренняя часть помимо самого склепа включала в себя целые подземные миры, отдаленные от погребения и состоящие из множества выложенных керамическими плитами лишенных украшений двухсотметровых параллельных коридоров, тесно заполненных рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, керамическими фигурами коней, колесницами, выполненными в натуральную величину. Этот грандиозный многотысячный погребальный эскорт отчасти заменил трупы телохранителей, коней и слуг, ранее клавшиеся к преддверию могилы. В трактовке статуй проявились характерные для циньского периода тенденции к максимально правдоподобному изображению личности и одновременно к типологическому разделению и унификации всех персонажей. Искусно и тщательно вылепленные при помощи отжимочных форм фигуры воинов и коней при большой диф-ференцированности индивидуальных черт, этнографических признаков в то же время подчинены единым нормативным принципам, строго разграничены по своему функциональному назначению, рангу, позе. Все охранители замахиваются на невидимого врага.
все слуги смиренно припадают на одно колено, все военачальники, исполненные смирении и достоинства, стоят в неподвижных почтительных позах. Это войско, навеки застывшее под землей, воплощает идею покорности и охраны царского покоя. Поражающее своими масштабами подземное царство на пути к захоронению подобно огромному складу, включает в себя множество разрозненных фигур, которые вместе еще не составляют единства, не складываются в художественный ансамбль. Фактически монументальные задачи циньского искусства воплотились не в отдельных произведениях скульптуры, a r их количественном накоплении. Вместе с тем приобщение искусства к области земных общественных отношений, вызвавшее рождение новых тем и образов, знаменовало существенные изменения в видении мира, произошедшие в III веке до II. э.
Более многогранную разработку круг этих тем и образов получил на протяжении следующего периода китайской истории, периода Хань, длившегося четыре столетия. И хотя власть ханьских правителей была не менее деспотичной, чем власть Цинь Шихуана. в это время создались более благоприятные условия для раз
вития культуры. Наука и искусство были привлечены для упрочения и прославления династии. Развилось поэтическое творчество, оформился стиль придворной оды. Поэт Сыма Сянжу (11 век) посвящал свои торжественные стихи воспеванию огромных пространств и красоты империи. При дворе императора и знатных меценатов сложились первые культурные учреждения, такие, как музыкальная палата «Юэфу», занимавшаяся сбором народных песен и музыкальных произведений
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.