Искусство Китая

Раздел: Книги

Важную роль в развитии китайской культуры сыграло установление караванных торговых связей между Китаем и Средней Азией. Так называемый Великий шелковый путь, ведущий через горы и пустыни в Фергану и Бакт-рию, открыл дорогу на Запад, что содействовало возникновению культурных связей с другими народами.

Ряд важных изменений происходит и это время в идеологии. Опорой и поддержкой централизованной ханьской империи стало реформированное конфуцианство, отождествившее власть императора с властью Неба и давшее новое толкование китайской мифологии, стилизованной им под хронику. Конфуцианцы создали первую сводную легендарную историю Китая, включившую культ первопредков и повествующую о золотом веке правления мудрых государей древности. Упрочение позиций конфуцианства, придававшего искусству важное воспитательное значение и особое внимание уделявшего культу предков и легендарным событиям древности, выдвинуло на первый план те области искусства, где господствовало дидактическое, повествовательное начало. Наиболее важ нос место заняли настенный рельеф и живопись из погребений знати, где иллюстрировались и сводились воедино мифы и исторические легенды.

Важное значение придавалось также градостроительству, красоте

и упорядоченности китайских столиц. Главные центры ханьского государства Лоян и Чанъапь, выстроенные по установленным в древних трактатах правилам, отличались четкостью планировки, тяготеющей к прямоугольнику. Отражавшие представление о порядке, господствующем в мироздании, они были ориентированы по законам геомантии ь. Главная магистральная ось проходила с севера на юг, крепостные стены имели ворота, согласованные с четырьмя направлениями света, все парадные здания обращались фасадами к югу. Летописи сообщают, что дворцовые комплексы столиц обносились стенами и занимали обширные пространства. Дворец Вэйангун в Чанъане имел периметр 11 км и включал в себя 43 здания. Основным строительным материалом служило дерево. Дворцовые комплексы ханьских правителей, окруженные садами, включали в себя разнообразные, порой многоэтажные сооружения. Внутренние покои украшались стенными росписями. О конструкции и размерах ханьских архитектурных сооружений позволяют судить глиняные модели, обнаруженные в погребениях. Среди них встречаются типы многоярусных высоких башен, двух- и трехэтажных домов с несколькими крышами, крытыми воротами, башенками и обведенным стенами двором. Острые углы широких четырехскатных черепичных крыш обычно далеко выдавались за пределы здания. По керамическим моделям видно, что к концу периода Хань крыши стали уже слегка изгибаться кверху, придавая зданиям большую легкость. Планы богатых усадеб воспроизводили в меньшем размере очертания дворца и всей столицы. Обычно усадьбы состояли из ряда одноэтажных построек, обращенных окнами в глубь двора, разделенного посредине стеной и дверью на две части — жилую и хозяйственную. Типы планировки сводились к двум: сыхэюань, при ко

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *