Искусство Китая

Раздел: Книги

17. воин. Фрагмент керамической фигуры из погребального эскорта.

Гробница императора Цинь Шихуана. Ill век до н. э.

18. Воины. Фрагмент погребального эскорта. Гробница императора Цинь Шихуана. Ill пек до н. э.

тором двор обрамлялся четырьмя павильонами, и саньхпюаш», при котором фасадный панильон был заменен воротами. Отчетливость и регулярность любого архитектурного комплекса стала признаком китайского градостроительства.

Столь же четкими по своему расположению и плану были погребальные склепы. Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник окружался теми предметами, которые соответствовали его рангу. Погребения были весьма разнообразны по оформлению, хотя включали в себя ряд обязательных традиционных .элементов. Они состояли из нескольких подземных комнат, ориентированных по странам света, благоприятному расположению светил. К подземной части захоронения, зачастую акцентированной холмом и маленьким храмиком на его вершине, подводила наземная аллея духов — охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход на территорию погребения. Как правило, в комплекс входили и небольшие наземные храмы, посвященные культу предков,— цыташ»!. Внутрь самого склепа вели каменные двери, па которых рельефно вырисовывались охранители четырех стран света: тигр — Запада, феникс — Юга, дракон — Востока, черепаха — Севера. Стражи Moi ил изображались и в облике ученых, чьи фигуры символически

преграждали злым силам дорогу в священное царство мертвых.

Культ предков объединил все виды искусства в единый ансамбль. В погребениях найдены бронзовые круглые зеркала с разнообразными рельефными узорами (в том числе космогоническою характера), курильницы из золота и серебра в виде «райской» священной горы бессмертия Бошапь , светильники в виде грациозных служанок, поднимающих рукой фонарь, бронзовые и глиняные сосуды, фигурки скачущих коней, музыкантов. акробатов, слуг, танцовщиц. В ханьской погребальной пластике уже нет той чопорности и масштабной соотнесенности с реальными людьми, которые характерны для скульптур из погребения Цинь Шихуана. Небольшие по размерам, полные живой непосредственности, меткой наблюдательности, грации и вместе с тем художественной фантазии, эти керамические фигурки, часто объединенные в жанровые многофигурные композиции, должны были услаждать покойника в его второй, загробной жизни и обеспечивать ему там все земные удобства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий