Искусство Китая

Раздел: Книги

Падение могущественной империи Хань, сметенной восстанием рабов, нанесло решительный удар устоям рабовладельческого общества. Новая историческая полоса раннее средневековье — ознаменовалась рядом крупных социальных и идеологических преобразований. Ставшая добычей кочевых племен страна утратила единство на несколько столетий. Юг и север оказались разобщенными. Там сложились свои государства, возникли свои столицы. На юге, куда от преследователей бежала большая часть коренного населения, важнейшим культурным центром стал Цзянкан (близ современного Панкина). Там нашли убежище многие ученые, поэты и живописцы. На севере, захваченном племенами сяньбийцев, к концу IV века образовалось крупное царство Северных Пай (.586 535) с главными городами Лонном и Пинчэном (современный Датун), давшее наименование всему этапу раннего средневековья. Таким образом, произошла своеобразная перегруппировка центров. Развитие периферийных районов вовлекло страну в орбиту активных экономических и культурных контактов с другими народами. Китай стал местом скрещения многих восточ

ных культур. На основе этого сложного сплава постепенно сложился обогащенный новым опытом единый стиль китайского средневековья.

Мощное государство Северных Вэй положило конец распрям. Вновь начало налаживаться хозяйство, строились города. Укреплению власти молодой феодальной империи способствовала новая идеология — буддизм, пришедший в Китай из Индии через Центральную Азию в виде доступного массам простых верующих учения махаяна ". Быстрое распространение этого учения объяснялось не только проповедью идей милосердия и обещаниями праведным блаженного отдыха в раю, но и крайней приспособляемостью буддизма, впитавшего в себя многие положения местных религиознофилософских течений и опирающегося на древние культы и верования.

Новые формы идеологической жизни принесли с собой и новые формы художественной культуры. Распространение буддизма с его всеобъемлющим взглядом на мир, с его развитой системой космогонических взглядов, сложившейся в Индии, повлекло за собой тягу к монументальным образам в скульптуре и живописи, опреде

ИСКУССТВО IV—VI Bеков

лило стремление к созданию . ран-диозных архитектурных ансамблей. По всей стране началось сооружении многокилометровых скальных монастырей, деревянных храмов и мемориальных хранилищ буддийских реликвии деревянных и кирпичных пагод.

Самыми ранними из буддийских монастырей, воздвигнутых в разных частях страны, были Юныан (основан в V веке, провинция Шаньси), Лунмонь (VI век. провинция Хэнань), Майцзишань, Бинлинсы, Гупсин и Цяньфодун (начали строиться в IV—V веках в западной провинции Ганьсу). Расположенные в горах, иногда очень высоко, изрезанные многочисленными пещерами и нишами, эти скальные монастыри открывались путникам с далекого расстояния. Высеченные по типу будди

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий