ских монастырей Индии в толще диких скал, они неразрывно связаны с природой. Архитектура не играла ведущей роли в этих своеобразных комплексах. Сравнительно с храмами Индии в них меньше акцентированы конструктивные основы.
Образы, заимствованные в различных странах Востока, не случайны в архитектуре и пластике пещерных храмов. Эти гиганты. растянувшиеся на многие километры. были созданы не только искуснейшими китайскими мастерами, по и мастерами и:ч Индии и Центральной Азии, где сложились принципы буддийской иконографии. При всей пестроте манер в памятниках раннего средневековья выражены общие идеи, стремление представить божеств-сиасителей сострадательными, готовыми к духовному подвигу. Отсюда родились такие характерные дли раннесредневскового буддийского искусства черты, как удлиненные пропорции плоских фигур, тонкая одухотворенность и мистическая самопогруженность лиц. Повествовательность и динамика ханьских рельефов уступили место новым идеалам красоты, которые нашли воплощение
в образе Будды-спасителя, наставника и вместилища человеческих скорбей. Этот образ в скальных храмах Лунмэня и Юпьгана воспроизводится в разных вариантах и масштабах бессчетное количество раз. Гигантские тринадцати-, пятнадцати- и семнадцати метровые изваяния Будды представляли ядро храма и располагались в глубине пещер, против входа. Тяжеловесные. замершие в своих канонических, строго фронтальных сидячих позах. эти колоссы, сросшиеся с массивом скалы, воплощают идею всего сверхчеловеческого и божественного. В них был создан новый умозрительный образ властителя вселенной, несущею людям свой закон. Застывшие жесты огромных ладоней как бы утверждали этот закон на века, обещая людям защиту и спасение. Гакова пятнадцати метровая статуя Будды из двадцатой пещеры Юныана. Огромная фигура божества своей устойчивой, полной величия позой напоминает буддийскую скульптуру Индии. Но объемность гела в этой статуе выявлена меньше, чем в индийских. одежды прочерчены строгими ровными линиями складок, черты .ища отмечены большей угловатостью.
13 лессовых пещерах Цяньфо-ауна, самого западною буддийского комплекса, скульптурное оформление теснее всего срослось с оформлением живописным, которое несет отпечаток центральноазиатских традиции. Сумрачным и условным росписям на темы духовных подвигов Будды соответствует мистическая озаренность лессовых статуй, которые отличаются такой же удлиненностью пропорций и такой же приглушенностью оттенков раскраски (коричнево-красных, серо-голубых и серо-зеленых), что и персонажи окружающих их росписей.
Вдйская скульптура постепенно подготавливала самостоятельные пути развития китайской монументально-декоративной пластики. Уже к VI веку чуждые те
Фибра для бетона купить фибру.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.