мы приобрели местные черты, особенно проявляющиеся в настенных рельефах. В сюжеты буддийских легенд оказались вкрапленными древние мифологические образы. В изображении шествий донаторов, расположении складок их одежд, общем абрисе фигур видна манера китайских ваятелей с их высоким мастерством линейного ритма.
Изменения, произошедшие в характере скульптуры, отразили общие тенденции китайского искусства. Вместе с усложнением представлений о мире в живописи многообразнее стал не только круг тем, но и эмоциональное содержание. Наряду с настенной храмовой росписью развитие получила не связанная с буддийскими иконографическими канонами повествовательная станковая живопись на свитках. Ее родство с литературой сказалось в тесном сближении задач художника и каллиграфа, все чаще вводившего текстовые вставки в структуру картины. В это время устанавливалась близкая храмовым горизонтальным фризам форма лентообразного свитка, предназначенного для медленного рассматривания и постепенного вживания в сюжет и текст.
Самые ранние из сохранившихся до нас горизонтальные свитки на шелку, выполненные художником Гу Кайчжи (344— 406). Его картина «Наставления придворным дамам» включает в себя девять различных сцен (иллюстраций к назидательному трактату Чжан Хуа (232 -300), где изображается быт придворной знати. Каждая сцена — самостоятельная жанровая композиция, отделенная от другой красивой каллиграфической надписью. Гу Кайчжи почти не обозначает место действия. Его фигуры свободно размещены на фоне золотистого шелка. Такая манера была выработана еще в древнекитайской стенописи. Однако человеческие образы у Гу Кайчжи трактуются по-новому. Изображенные им ге-
ИСКУССТВО VII — VIII ВЕКОВ
роини женственны. Поза наставницы, читающей свиток с поучениями придворным дамам, полна мягкости, топкам фигура ее окутана легкими, струящимися тканями. Выражая идеи конфуцианской морали, требующей, чтобы искусство возвышало людей, художник стремился подчеркнуть в своих персонажах достоинство и благородство. Но главное существо творчества Гу Кайчжи в том, что оно проникнуто гармонией человеческих чувств, неуловимая красота которых разлита в его живописи. В свитке, написанном им на тему поэтической легенды о фее реки Ло, полюбившей земного человека, объектом художественного переживания становится природа, с которой сопоставляется мир человеческих чувств.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.