Искусство Китая

Раздел: Книги

Культура периодов Тан и Сун образует как бы единый духовный пласт. Вместе с тем жизнь этих двух периодов имела и целый ряд существенных различий, связанных с переменами в исторических судьбах страны. Мощное и активное в своей завоевательной политике танское государство жило широкой международной жизнью. Оно завязало контакты со многими странами, в него стекались представители разных держав. Арабы и персы, корейцы и японцы обучались в столице Чанъань, иноземные купцы основывали в китайских портах свои колонии. Буддизм, конфуцианство и даосизм активно сосуществовали в танском Китае. Буддийская церковь представляла мощную силу, что не мешало проникновению на китайскую почву в это время также манихейства и зороастризма, ислама и даже христианства 1'. Все это накладывало отпечаток на идеологическую атмосферу VII — VIII веков. Стремлением впитать в себя множество внешних явлений и мощным созидательным пафосом проникнуто искусство танской поры.

Сунская культура сложилась уже в иной исторической обстановке. Хотя города X — XII веков были не менее важными культурными центрами, чем танские, сама страна занимала значительно меньшую

территорию. Завоевания киданей и тангутов, а затем чжурчжэней отсекли сначала ее северные области, а в XIII монголы подчинили себе и все остальное государство ". В связи с перемещением столицы и бегством двора в 1127 году из Кайфыпа в Ханчжоу сунский период как бы распался на два несхожих между собой этапа — севсросунекий (960— 1127) и южносунский (1127— 127У).

Для сунского времени, когда людям пришлось испытать ужасы и бедствия войны, характерным было иное, более углубленное и драматическое ощущение жизни, интерес ко всему местному: своей древности, поучениям мудрецов и легендам. Повышенное внимание к природе, поиски устойчивых ценностей в ее незыблемой гармонии и способности к вечному обновлению отличают сунское время от танского. Ортодоксальный буддизм, утверждающий основы сильной государственной власти, уже не соответствовал тенденциям времени. Взаимопроникая друг в друга, конфуцианство, буддизм и даосизм — три важнейших учения Китая — образовали новое философское направление — неоконфуцианство, синтезировавшее их основные положения.

Глубокие внутренние перемены, совершавшиеся на протяжении танского и сунского периодов, нашли отражение в переосмыслении канонов, а также места и роли отдельных видов и жанров искусства. Архитектуре танского государства присущ дух торжественной праздничности и спокойного величия. VII—VIII века отмечены в Китае небывалым размахом строительных работ. В жизни могущественного централизованного государства проблемы строительства, благоустройства и украшения городов, возведение прочных мостов, способных выдерживать разливы рек, заняли исключительно важное место. Лоян и Чанъань, два древних китайских центра, значительно рас

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий