Искусство Китая

Раздел: Книги

единому традиционному принципу строились дворцы, храмы, жилые и административные здания столицы. В основе всех сложившихся к этому времени типов построек — одноэтажных и однозальных парадных павильонов дянь. многоэтажных зданий лоу, надвратнмх и парковых беседок гэ и тин, а также галерей лип лежала простейшая ячейка каркаса, образованная столбами и системой балок и перекрытий. Сочетание этих ячеек, возведенных па каменной платформе, создавало конструктивную и пространственную основу самых различных зданий, могло широко использоваться для разнообразных нужд. Стены могли заменяться легкими решетками, уплотняться или отсутствовать вовсе. Крыши могли легко варьироваться в своей ширине и высоте благодаря поддерживающей их системе подкровельных кронштейнов доугун.

Единственный сохранившийся от танского периода павильон монастыря Фогуапсы (8^7, провинция Шаньси) в горах Утайшань свидетельствует о том, что традиционные конструктивные приемы получили новое художественное оформление, выявляющее парадную представительность и праздничность стиля эпохи. Главную эстетическую роль в этом прямоугольном павильоне длиной в 3(>,2 м и высотой в 17,7 м, возведенном на каменной платформе, играет огромная черепичная крыша с изогнутыми углами и чрезвычайно широкими выносами. Взгляд поражает как ее свободный размах, так и система опор, состоящая из столбов, увенчанных могучими, словно ветви векового дерева, многослойными кронштейнами, занимающими почти треть здания. Именно они придают небольшому павильону такую монументальную значительность.

В танеких городских дворцах и храмах установилось гармоническое равновесие между рациональностью конструктивных приемов и декоративной праздничностью форм. Облицованные камнем платформы, на которых укреплялась стоечно-балочная каркасная система, стали просторнее, мощные, зачастую двухъярусные черепичные крыши, возносящие дворцы и храмы над остальными зданиями, определили место каждого комплекса в ансамбле столицы.

Торжественный облик города дополняли строгие и простые по своим членениям кирпичпые и каменные пагоды. Самые высокие пагоды Чанъаня Даяньта (Большая пагода Диких гусей, 652— 704) и Сяояньта (Малая пагода Диких гусей, 707—709) определили ритмы столичного пейзажа. Хотя эти пагоды имеют разные силуэты (более мягкий и криволинейный — у Сяояньта, геометрически строгий — у Даяньта), их связывает между собой стилистическая общность. Квадратные в плане, напоминающие крепостные сооружения и вместе с тем легко устремляющиеся ввысь, они выражают полный спокойствия и гордой величавости дух зодчества своего времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий