Искусство Китая

Раздел: Книги

Скульптура бронзовая, каменная, деревянная — неотъемлемая часть любого танского буддийского храмового ансамбля. Значительно шире стал ее выразительный язык. R монументальной пластике скальных монастырей, в рельефах и глиняных фигурках погребальных комплексов в равной мере ощутимы полнокровность мироощущения, огромная жизненная энергия, свойственная духу времени. Через соразмерность пропорций, возвышенную ясность и величавость образов таиская пластика доносит до нас широту идеалов своей эпохи. Статуи Лунмэня и Майизишаня, выполненные в VII—VIII веках, гораздо свободнее стали располагаться в пространстве. движения их обрели плавность, трактовка тела -- пластичность и объемность. Более мягко прорабатываются складки одежд, лица буддийских божеств постепенно утрачивают застылую отрешенность и отвлеченный мистицизм. При соблюдении буддийских иконографических канонов они все более явственно отражают национальный тип и характер. Сюжеты танскои пластики многообразны. Значительно расширился круг божеств, введенных в буддийский пантеон. Культ основателя вероучения Шаккямуни сменился почитанием многих божеств, олицетворяющих стихийные силы природы, божеств охранителей веры и заступников за человечество. В расширившихся пещерных залах Лунмэня, Цяньфодуна и Майцзишаня значительное место отведено стражам входа с булавами в руках, грациозным небожи-телыпщам, фигурам знатных жертвователей, одетых по моде того

времени в пышные многослойные одежды. В позах высших божеств подчеркивается вельможное спокойствие, в лицах и позах стражников охранителей входа необузданная сила и свирепость, в лицах донаторов — достоинство. В скалах Юньгана и Лунмэня по-прежнему высекались колоссальные статуи Будды, но идея божественного и сверхчеловеческого выражалась в них уже не через предельно отрешенную застылость, а через величавость и торжественное спокойствие поз. Одна из наиболее совершенных монументальных скульптур танскои эпохи — семнадцатиметровая статуя Будды Локана (на санскрите Вайрочапа) -божества космического света, озаряющего людям путь к спасению (Лунмэнь, 672 675). Вырубленная высоко в горах, в центре площадки глубиной в .50 м и шириной в 35 м. грандиозная фигура божества обрамлена канонизированной свитой святых, после дователей и телохранителей. В облике Вайрочаны. спокойной мягкости его лица, свободной трактовке струящихся складок одежд, в уравновешенности его позы выразились новые представления о человеческом достоинстве, духовной силе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *