шины — без камней. Они, как брови, гонки, неясны. Далекие теченья — без волны. Они в высотах с тучами равны. Такое в этом откровенье!». Стихи Ван Вэя, блистательного сановника, покинувшего свой ноет при дворе и ушедшего в монастырь, чтобы писать картины и предаваться размышлениям, проникнуты теми же созерцательными настроениями, что и пейзажи. Манера Ван Вэя была подхвачена и развита целой плеядой живописцев супской эпохи. Но они пошли еще дальше в своих поисках. На протяжении
X—XI веков, в годы постоянных угроз со стороны северных кочевников, сокращения контактов с внешним миром и утраты иллюзии непобедимого могущества государства, сунские художники по-новому осмыслили эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось в их сознании с идеей гармонии и незыблемости бытия. Мудрая непреложность ее законов была возведена ими в ранг нравственного эталона, стала предметом раздумий и художественных обобщений, что привело к новой оценке жанров. Религиозные и бытовые сюжеты постепенно отодвинулись на второй план, уступив место пейзажу и сложившимся параллельно с ним жанрам «цветы-птицы», «растения и насекомые».
Послетанское время сделало множество важнейших открытий в области пространственного построения картин, их композиционного ритма, тональности. Много-цветпость отнюдь не исчезла, но уже не определяла главную направленность пейзажной живописи. Красочная гамма картин смягчилась, общий колорит стал легким и прозрачным. Пространство приобрело для художников новый смысл. Оно стало пониматься как символ бесконечности мира. Исчезла характерная для тайских ландшафтов многолюдность. Человек как бы растворяется во вселенной, превращаясь в ее частицу, ее атом. Крошечные фигурки путников в необозримых просторах природы подчеркивают ее грандиозную мощь, отмечают дальность расстояний. Изменчивость и многообразие форм мира стали источником бесконечной фантазии средневековых китайских живописцев. Пейзажи X—
XI веков поражают суровым величием. Композиционно более собранные, чем танские, они проникнуты цельным и глубоким чувством.
Первые пространственные построения связываются с именами живописцев конца IX — начала X века Цзии Хао и Гуань Туна ". По сути именно они по-настоящему освоили вертикальную форму свитка. Пейзажи этих мастеров, исполненные черной тушью, показывают природу словно застывшей в своей первозданности. Величие и бесконечность мира, как правило, воплощаются в образе непомерно большой горы, выдвинутой на первый план и заслоняющей собою небо. В этих картинах уже нет следов танской повествователь-ности. Художники стремятся не к эмпирическому воспроизведению реальных форм, а к философскому их осмыслению.
На протяжении X века пейзажисты в пределах общих канонических правил создали множество неповторимых глубоко индивидуальных произведений. Картины, на
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.