В керамике XI — XIII веков ощутим тот же процесс изменения стиля, что и в живописи. Яркость полив и некоторая тяжеловесность сменились изысканной простотой однотонных глазурей, легкостью и нежностью плавных форм. Хотя в сунское время усовершенствовался процесс изготовления фарфоровой массы и императорские мастерские Динчжоу (близ Кайфына) славились белоснежными сосудами с тонко гравированным узором, эго была эпоха подлинного расцвета керамики, выполненной из высококачественных сортов глины. Созданные в X—XIII веках многочисленные центры керамического производства сохранялись на протяжении всего средневековья. Изделия каждой мастерской отличаются своеобразием выразительных черт, связанных и с особенности-
ИСКУССТВО XIV -НАЧАЛА XIX ВЕКА
ми местного сырья и с секретами творчества ведущих мастеров.
Стремление к неповторимости каждого керамического предмета при их общем типологическом сходстве стало основой творческих исканий. Простота, а порой и кажущаяся небрежность — затек краски или не покрытый глазурью край, равно как и сетка мельчайших трещин на поверхности сосуда,— результат глубокой продуманности, огромного опыта и технического мастерства. Сунские керамисты были такими же поэтами, такими же тонкими знатоками окружающего мира, что и живописцы. Стремление к естественности, желание постичь душу самой природы, проникнуть в ее сокровенные тайны отличают изделия этого времени. Не случайно наиболее распространенными среди предметов керамики сунского периода были сосуды, покрытые однотонными серо-зелеными и серо-голубыми глазурями, получившие и европейских странах известность как селадоновые. Ведь они были столь же богаты оттенками, как и монохромная живопись. Мягкие и спокойные по цвету сосуды печей Лунцюань-яо, Гэ-яо и Гуань-яо подражали полудрагоценному камню нефриту, который в Китае считался священным. Они привлекали своим благородством, неуловимой игрой оттенков, живописностью пятен, неброскостью нежных глазурей. Дефекты их обжига, продуманные и возведенные в художественный принцип, сопоставлялись с природными явлениями, получали образные названия. Красные и коричневые ободки у края глазури именовались «железная ступня» или «коричневый рот», трещины и разрывы сравнивались с тающим льдом. В период Сун зеленые и голубые цвета сосудов приобрели множество оттенков, завиеииших не только от природы самой глазу-
м онгольское нашествие, завершившееся падением южносун-ской династии, принесло стране
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.