Искусство Китая

Раздел: Книги

В керамике XI — XIII веков ощутим тот же процесс изменения стиля, что и в живописи. Яркость полив и некоторая тяжеловесность сменились изысканной простотой однотонных глазурей, легкостью и нежностью плавных форм. Хотя в сунское время усовершенствовался процесс изготовления фарфоровой массы и императорские мастерские Динчжоу (близ Кайфына) славились белоснежными сосудами с тонко гравированным узором, эго была эпоха подлинного расцвета керамики, выполненной из высококачественных сортов глины. Созданные в X—XIII веках многочисленные центры керамического производства сохранялись на протяжении всего средневековья. Изделия каждой мастерской отличаются своеобразием выразительных черт, связанных и с особенности-

ИСКУССТВО XIV -НАЧАЛА XIX ВЕКА

ми местного сырья и с секретами творчества ведущих мастеров.

Стремление к неповторимости каждого керамического предмета при их общем типологическом сходстве стало основой творческих исканий. Простота, а порой и кажущаяся небрежность — затек краски или не покрытый глазурью край, равно как и сетка мельчайших трещин на поверхности сосуда,— результат глубокой продуманности, огромного опыта и технического мастерства. Сунские керамисты были такими же поэтами, такими же тонкими знатоками окружающего мира, что и живописцы. Стремление к естественности, желание постичь душу самой природы, проникнуть в ее сокровенные тайны отличают изделия этого времени. Не случайно наиболее распространенными среди предметов керамики сунского периода были сосуды, покрытые однотонными серо-зелеными и серо-голубыми глазурями, получившие и европейских странах известность как селадоновые. Ведь они были столь же богаты оттенками, как и монохромная живопись. Мягкие и спокойные по цвету сосуды печей Лунцюань-яо, Гэ-яо и Гуань-яо подражали полудрагоценному камню нефриту, который в Китае считался священным. Они привлекали своим благородством, неуловимой игрой оттенков, живописностью пятен, неброскостью нежных глазурей. Дефекты их обжига, продуманные и возведенные в художественный принцип, сопоставлялись с природными явлениями, получали образные названия. Красные и коричневые ободки у края глазури именовались «железная ступня» или «коричневый рот», трещины и разрывы сравнивались с тающим льдом. В период Сун зеленые и голубые цвета сосудов приобрели множество оттенков, завиеииших не только от природы самой глазу-

м онгольское нашествие, завершившееся падением южносун-ской династии, принесло стране

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *