Искусство Китая

Раздел: Книги

Однако, несмотря на внешний блеск столицы, пора монгольского владычества, сопровождаемая бесправием и нищетой коренного населения, легла тяжелой теныо на духовную жизнь страны. Настроения уныния, ностальгии стали господствующими в среде художников. Хотя монгольские правители стремились привлечь ко двору выдающихся поэтов и живописцев, далеко не все принимали их приглашения. Крупнейшие мастера разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Ориентируясь на достижения великих мастеров прошлых эпох, они культивировали старину, стремились подражать своим предшественникам. Принципы живописи сунских ученых группы «вэнь-жэньхуа» стали определяющими в творчестве многих юаньских художников, для которых искусство стало средством выражения скрытых ого всех движений души. Картины приобрели новый иносказательный смысл. Через привычные образы природы художники доносили до зрителя волнующие их проблемы. Ни одна из эпох не смогла подняться до такой изощренной тонкости во владении приемами монохромной живописи, передающей оттенки настроений. Небывалые

38. Храм Лыпопьдяпь (Величия и Благодеяний) гробницы Чаплин. Ансамбль погребении минских императора» Шнсиньлин близ Пекина. Разрез. XV чек

39. План гробницы Чаплин. Ансамбль погребений минских императоров Шнсиньлин близ Пекина. XV век

прежде размеры приобрели в картинах и надписи, полные внутренней динамики, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Чаще всего они сопутствовали изображению орхидеи — символа простоты и скрытого благородства — и бамбука, гнущегося под напором ветра. Бамбук олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного вынести любые удары судьбы. У Чжэнь (1280— 1354), Ли Кань (1245—1320), Гу Ань (середина XIV иска) многообразно интерпретировали эту тему, вкладывая в нее самые разные эмоции. Сосредоточенность па одной теме, характерная для многих юаньских мастеров, способствовала виртуозной отработанности приемов. И вместе с тем она же уводила живописцев от больших проблем, масштабного видения мира. Пейзажи таких ведущих художников, как Ван Мун (1309—1385), Хуан Гун-ван (1269- 1354) и Гао Кэгун (1248 — около 1310), вместившие в себя многие 'достижения сун-ской поры, все же не внесли принципиально новых решений в изображение природы.

Самым лирическим и тонким живописцем юаньского времени был Ни Цзань (1301 —1374), каллиграф и поэт, проведший свою жизнь вдали от двора, в провинции. Пейзажи его, написанные черной тушью на легко вбирающей влагу белоснежной бумаге, просты и немногословны. В них обычно

изображаются группы деревьев и островков, как бы затерявшиеся в водных просторах, безлюдные и почти нереальные и своей отдаленности, а потому вызывающие острое чувство одиночества. Тонкой и изящной линией воссоздает мастер задумчивость и прозрачную чистоту осенних далей, овеянных настроением печали. Надписи как бы вторит мелодии картины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий