XVIII века к северу от Пекина, близ города Чэндэ, были возведены грандиозные дворцовые и храмовые комплексы, предназначенные для приемов правителей Тибета и Монголии. Множество усилий было приложено, чтобы продемонстрировать мощь и силу империи. Дворцы и храмы Чэндэ поражают своими масштабами, суровостью, размерами занимаемых пространств. В планировке восьми огромных храмовых ансамблей, в организации крыш, оформлении пагод и дворцовых стен, глинобитных и сложенных из каменных блоков, чувствуется смешение китайского и тибетского
архитектурных стилей. Зодчие расположили ряд сооружений в долинах по китайскому осевому принципу, а часть разместили по тибетскому принципу на склонах гор, создав живописные многоступенчатые композиции. Суровая простота и тяжеловесная массивность грандиозных кубических объемов сочетаются в самом высоком десятиэтажном храмовом сооружении комплекса Потоцзон-чэн (Малый дворец Погала), и в самом деле напоминающем Лхасский дворец в Тибете.
Изощренно затейлив ансамбль загородного императорского дворца Ихэюань близ Пекина. В его сложной планировке, сочетании огромного центрального храма Фосянго с многообразием искусно скомпонованных малых архитектурных, пластических и природных форм, в отделке всех деталей воплотился опыт многих поколений китайских зодчих, керамистов, мастеров по дереву и металлу. Однако в обилии орнаментальных мотивов подчас ощутимы чрезмерность, утрата целостности замысла. Медные и керамические беседки усложняются в своих очертаниях, кровли становятся все более причудливыми, покрывающая их черепица — многоцветно пестрой. Орнаментальному стилю времени отвечала и первая попытка соединения китайских форм с формами европейского зодчества,
воплощенная в дворцовом ансамбле Юаньмииыоань близ Пекина (XVIII—XIX века). В декоративной затейливости арок и ворот стилистическое единство и монументальная ясность традиционного архитектурного образа постепенно утрачивались.
Утрата духовного единства особенно заметна в живописи, остро реагирующей на все перемены в жизни страны. Возвращение независимости и утверждение национальной государственной власти в период Мин предопределили тягу к консервации культурных ценностей прошлого, общий ретроспективизм во взглядах на искусство, ощутимый и в творчестве художников, и в высказываниях теоретиков. Не случайно минский период — пора огромной систематизаторской работы в области эстетики, создания детально разработанных руководств, уточнения терминологии. На подражание прошлому ориентировала живописцев и вновь открывшаяся после долгого перерыва Академия живописи. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. Каралось мельчайшее нарушение в трактовке фигур, деревьев, композиционных принципов. Прошлое довлело над настоящим, превращая высокие порывы в стереотипы, а мастеров — в подражателей разным стилям. Но ростки
Тг кликеры tapswap и еще 5 топовых кликеров.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.