В периоды Мин и Цин много было написано о портретном искусстве, но в центре внимания теоретиков живописи по-прежнему оставался пейзаж. От этого времени до наших дней сохранилось гораздо больше пейзажей, чем от прошлых веков. Наиболее яркие и прогрессивные явления зарождались уже но преимуществу не в столице, а вдали от нее, в южных провинциях, и связывались с деятельностью мастеров группы «вэньжэньхуа». Такая обособленность крупных мастеров говорит о слабости минского Ки
тая, где одаренность могла быть выражена только вне официальном линии культуры. На периферии образовались различные художественные школы: чжэцзянская (основателем которой считался Дай Цзинь) и сучжоуская, и которую входили Шэнь Чжоу (1427 1507), Вонь Чжэнмин (1470—1559), художник и крупный теоретик Дун Цичан (1555— 1636) и другие. Предстаиители этих школ, более свободные в передаче личных эмоций, чем профессионалы Академии, вместе с тем были не менее противоречивы. Каждый из них стремился выразить себя, подражая разным традициям и стилям. Однако художники вкладывали в свои картины и новые эмоции. Пейзажи Шэнь Чжоу легко отличимы от работ Ма Юаня по усилившейся декоративности, сочности красок, укрупненное™ силуэтов. У Дай Цзиня при всем его подражании Ся Гую больше ощутим интерес к бытовым деталям и действию, чем к собственно природе. В живопись группы «вэнь-жэньхуа» все больше проникают черты рационализма. Она утрачивает былую поэтичность.
К наиболее творческим и активным художникам XVI века можно отнести Сюй Вэя (1521 — 1593). Стремясь взорвать культивируемые Академией живописи холодную виртуозность и рационализм, он по-новому осмыслил понятие се-и (писать идею) как понятие писать душу. Его эскизные порывистые картины с изображением ветвей бамбука, мягких банановых листьев, сочных гроздей винограда таят в себе большую образную емкость, сближающую манеру мастера с манерой сумских художников-монахов секты Чаиь. При всей традиционности сюжетов его картины кажутся необычными. Почерк мастера, смелый и размашистый, помогает ему вдохнуть в них новую жизнь, воссоздать ее новые ритмы.
В XVII—XIX веках, на стадии, завершающей развитие китайского
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.