Искусство Китая

Раздел: Книги

завершения цепи перерождений и достижения вечного покоя — нирваны. В своей зрелой форме махаяна отличалась менее суровыми требованиями к верующим и разрабатывала теорию спасения человека в мирской жизни. Освободиться от страданий и перерождений по этому учению мог всякий верующий, соблюдающий буддийские заповеди. Идеалом хинаяны был ар-хат — отшельник, отрекшийся от мира. Идеалом махаяпы стали святые, милосердные помощники Будды — бодхисаттвы, заботящиеся о спасении всех людей. Новое учение создало обширный пантеон, в который наряду с основателем учения Буддой Шакья-муни вошло множество божеств и местных святых.

«Шесть законов живописи» Се Хэ составляют часть его трактата «Записки о классификации старой живописи» («Гухуапинлу»). В нем теоретик V века распределяет живописцев по шести классам на основе достоинств их произведений. Предваряют эту классификацию «шесть законов», определяющих качества современного произведения. Первый закон — «отзвук духа», что означает «движение жизни»,— говорит о своеобразной нервной энергии ци и духовном напряжении в момент творчества. Без ци-юань произведение безжизненно и остается на уровне ремесла. Второй закон — «метод кости» — подразумевает умение художника овладеть структурой линии, передающей основу, костяк произведения. Третий закон — «соответствие предмету как изображение формы» — имеет в виду прин-ции правдоподобия, верности натуре. Четвертый закон — «соответствие виду» при «наложении красок» — требует от художника точного знания цветовой гармонии. Пятый закон — «план и чертеж, место и положение» — подчеркивает значение композиции. Шестой закон — «передача и копирование» — умение интерпретировать произведение древности в целях его сохранения для потомков. Се Хэ в своем небольшом труде не только завершил первый этап развития китайской эстетики, но как бы составил программу всему средневековому искусству. Сформулированные им положения использовались и ком-

минировались всеми теоретиками китайской средневековой живописи, поскольку обобщали и сводили воедино ее главнейшие задачи.

Первая Академия живописи была организована в Нанкине. Она обслуживала потребности двора, и ей придавалось важное идеологическое значение, поскольку еще с древности назначением живописи в Китае было совершенствовать правы подданных. В XI веке Академия живописи действовала при дворе в Бяньляне (Кай-фын), а после завоевания севера страны— в Линьано (Ханчжоу). В период монгольского владычества Академия живописи прекратила свое существование. Новый этап ее деятельности начался с периода Мин. Но в XIV—XIX веках ее авторитет заметно снижается, живописцы предпочитают работать вне ее стен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *