Искусство Китая

Раздел: Книги

китайской керамики, которые ученые назвали по местам первых находок. Наиболее ранняя расписная керамика (V—III тысячелетия до и. э.), отмеченная чертами типологического единства, получила общее наименование «Яншао» по месту первых раскопок, произведенных в провинции Хэнань, в среднем течении Хуанхэ. Более поздняя группа сосудов (III начало II тысячелетия до н. э.) в виде черных, реже красных и серых, лишенных росписи бокалов, кубков, кружек, треножников и котелков была названа «Луншань» по месту ее первичного обнаружения в Луншаньчжэне провинции Шаньдун.

Яншаоские сосуды по праву могут быть отнесены к выдающимся достижениям неолитического искусства. Вылепленные на первых этапах от руки из грубой глины, а впоследствии из хорошо промытой массы с помощью поворотного круга, они приобрели благородную ясность и плавность очертаний. Гончары, нанося на тело сосуда узоры, умели закреплять их навечно, а путем лощения и обжига при температуре 1400 придавать черепку прочность и гладкость. Блюда, чаши, амфоры, кувшины предназначались для разных целей. Крупные сосуды служили урнами при захоронении детей, в остродонных хранили зерно, в кувшины наливали вино и масло, употреблявшиеся при обрядах жертвоприношения духам природы. В сложных геометрических и зооморфных узорах нашли отражение опыт и мудрость многих поколений. Нанесенные уверенной рукой сочетания плавных спиралевидных линий, зигзагов, сетчатых рисунков, ромбов и треугольников предназначались для заклинания стихий природы при совершении ма-

гических ритуалов, а потому символически воспроизводили самые общие понятия о закономерностях мироздания.

При всем сходстве керамики Яншао с неолитической керамикой других географических ареалов в пей выделяются признаки, связующие язык ее образов с образами последующих времен. Условные геометрические знаки, типичные для неолита, породили ряд столь же условных знаков древней китайской пиктографии. В серповидных фигурах, треугольниках и кругах, зигзагах и ромбах уже можно угадать выраженные впоследствии языком иероглифов начертания луны, гор, солнца, воды и молний. На сосудах встречаются и повторяющиеся знаки-символы — непосредственные предшественники развитой китайской письменности — копья, крючки, крестообразные фигуры и так далее. Эти же знаки присутствуют и в тонко гравированных узорах сосудов Луншань. Их формы - трехногие ли. горшки гу-иш, или кувшины с высоким горлом ху — сохранили свое существование в течение многих последующих веков. Можно сказать, что от древнейших времен пошла и традиция отношения к обрабатываемому материалу — стремление подчеркнуть его пластичность.

Новый этап в жизни китайского общества получил наимено

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *