вание «Шан (Инь)» по имени племен, заселивших долину реки Хуанхэ в XVI XII веках до н. э. К этому времени, соответствующему периоду распада первобытнообщинного строя, относится образование первого китайского рабовладельческого государства. Возникли первые города, сложилась система иероглифической письменности, была изобретена техника бронзового литья, зародилось шелкоткачество. Вместе с этими столь важными переменами усложнились и конкретизировались религиозно-мифологические представления о мире. Древние китайцы почитали верховное божество Шанди, которое ассоциировалось в их сознании с могущественным Небом. Небо и Земля считались воплощением взаимодействующих во вселенной полярных сил. Планировка зданий, городских стен, жертвенных алтарей, посвященных Земле и Небу, неизменно связывались с представлениями о квадратной форме Земли и круглой — Неба.
Остатки столиц шанского царства. обнаруженные в провинции Хэнань близ современных городов Аньян, Яныни и Чжэнчжоу, показывают, насколько изменился облик поселений. Структуры шанских городов была строго организованной. Они окружались глинобитной стеной, защищавшей их как от вражеских набегов, так и от наводнений. Стена
2—5. Неолитическая керамика типа Яншао
6. Сосуд
7. Лакомое блюдо
столицы в Чжэнчжоу представляла собой массивное крепостное сооружение толщиной 6 м и длиной 2 км по одной из сторон. Дворец правителя «великого города Шан», открытого близ Ань-яна, возвышался в северной части на прямоугольной глинобитной платформе, крыша его опиралась на ряды деревянных столбов, базами которым служили бронзовые диски. Не менее продуманными были и планы погребений. Древние китайцы считали, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умершего предка, главы рода, старшего в семье. Дух предка, отождествляемый с тотемом — зверем, покровителем рода.— должен был заботиться о потомках, а для этого ему нужно было служить, соблюдая положенные обряды и принося жертвы. Культ предков, развитый еще в эпоху неолита, с периода Шан стал важнейшим в Китае, а погребальная магия и украшение гробниц зооморфными мотивами приобрели важный смысл.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.