Искусство Кореи эпохи неолита и бронзы

В китайских записях «История Троецарствия» («Саньго чжи»), в разделе «Описание восточных иноземцев», сохранились сведения

о жилищах одного из древних народов, обитавших на территории Кореи: «Крыша у них круглая, и на одной стороне имеется дверь, через которую можно попасть в нижнюю часть жилья» '.

Особенно интересна открытая на местах древних стоянок в районе западного побережья и к северу от реки Ханган керамика неолитического периода. Сосуды, украшенные рисунками гребенчатого типа в виде «рыбьей кости», точечного и линейного характера, а также росписью, можно считать древнейшими произведениями корейского искусства. Остродонные, с круглым и с плоским дном сосуды в виде глубоких ваз, чаш, круглых блюд, котелков богаты по форме и приемам украшений.

Более ранние, толстостенные, изделия в виде горшков с прямым бортом из грубой красной глины, смешанной со слюдой или стеатитом, вылеплены были от руки из валиков и украшены гребенча-

ii.iM рисунком, а более поздние керамические изделия с тонким черенком выполнены на гончарном круге.

Сосуды с узорами, вытесненными без штампа из простых линий н точек в виде меандра или плетенок, были открыты археологами и провинции Северная Хванхэ. Художественным мастерством орнаментации отличаются сосуды из раскопок около Саривона, в деревне Читхампи, в 1957 году ’.

»то глубокие остродонные вазы очень правильной формы, покрытые геометрическими орнаментальными узорами. Один из сосудов украшен горизонтальными поясами из линий, расположенных в виде ( омкпутых елочек, а в верхней части узким пояском и фестонами in трех рядов точек. Второй сосуд с более сложной орнаментацией и | грех поясов в виде переплетающихся полос. Его верхняя часть украшена широкими, как бы ниспадающими фестонами, состоящими и I нескольких тонких линий. Причем мастер искусно сочетает рисунок с формой сосуда. Возможно, в узорах примитивного характера находили отражение первобытные верования родового строя, свя-laиные с анимистическими представлениями и поклонением силам природы.

Среди поздней неолитической керамики Кореи выделяются открытые в Хверёне лощеные сосуды, поверхность которых обработана киноварью. Верхний край этих толстостенных чаш правильной формы украшен по красному фону росписью в виде полос из черных треугольников. Встречаются не только геометрические, но и растительные мотивы в виде цветов с остроконечными лепестками, напоминающими цветы лотоса, а также сосуды с полированной поверхностью, покрытой красным лаком. К концу неолитического периода формы сосудов становятся более правильными и разнообразными, изредка появляются изделия черной керамики, сосуды сферической формы и блюда на высоких подставках, которые были удобны для сидящих на полу во время трапезы.

Керамические изделия с различным орнаментом позднего неолита, как и различные украшения, свидетельствуют об эстетических запросах, возникших в это время у населения Корейского полуострова.

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *