ИСКУССТВО КОРЕИ XV — XIX ВЕКОВ

В Музее корейского изобразительного искусства в Пхеньяне хра нится мастерски написанный Ан Гёном свиток «Бамбук в вазе», раскрывающий многогранность его творчества. Известно, что одно из изображений бамбука, исполненного тушью, он преподнес китай скому послу, поразив его своим мастерством.

1$ сохранившемся фрагменте картины «Рыбак» можно почувство-шгп. живую связь человека с природой. Согнутая поза рыбака пере-дпгт ощущение пронизывающего холода. В то же время из-под низко нидвипутой на глаза шляпы можно увидеть веселое лицо неунывающего человека21.

11е менее крупным художником XV века был и Кан Хиан22, происходивший из знатной семьи и работавший придворным живописцем. Скупые сведения сообщают, что он совершил путешествие и Китай, где изучал произведения сунских художников Ся Гуя и Ма Юаня. Известно также, что он писал образцы иероглифов для подвижного металлического шрифта года «ырхэ» (1455) — свидетельств его каллиграфического таланта23.

В творчестве Кан Хиана можно заметить влияние учения секты Сон о связи человека с природой. Портреты его кисти не сохранились, но известны пейзажи «Павильон Нугакчон» (Водяных часов), «11 ричудливый камень» и «Поперечный мост». Представление о его мастерстве позволяет составить и известный альбомный лист «Лежащий в раздумье под деревом»24. Обычная для дальневосточной жи-иописи тема ученого, находящегося в состоянии самоуглубления, своеобразно решена художником. Кан Хиан, хорошо знакомый с аналогичными произведениями китайской живописи, нашел собственные средства выразительности для раскрытия художественного замысла. Глубокую сосредоточенность ученого, погруженного в раздумье, художник сочетал с передачей чувства радостного покоя, охватившего человека от слияния с окружающей природой, что выражено в едва проступающей улыбке лаконично написанного лица-

Акцентируя образ ученого, Кан Хиан рисует его на переднем плане, лежащим на камне у воды, в светлой одежде. В рисунке складок, в ломаных линиях контура, написанных насыщенной кистью, ощущается связь с каллиграфией. В небольшой композиции хорошо передано Состояние природы, отвечающее настроению человека, находящегося в раздумье. Скала, темнеющая справа и замыкающая собой передний план, подчеркивает уединенность места, а пронизанная туманной дымкой глубина дальнего плана передана светлыми размывами туши. Контраст света и тьмы придает особую выразительность образу. Восприятию пространственной среды помогают написанные тонкими штрихами и как бы тающими в воздухе ветви и побеги трав, спускающиеся сверху.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Добавить комментарий