Среди пейзажи стов XVI века талантливым мастером был Ли Сап джва Jr>, который работал в традиционном стиле, не выходя за ripe делы китайской живописной системы, сложившейся в сунский пери од. Он был художником-профессионалом и членом Тохвасо. По сохранившимся биографическим данным, Ли Санджва родился и семье раба, но благодаря своему исключительному таланту был при ближен ко двору и вошел в число чунъинов—художников, принад лежавших к среднему сословию. Известно также, что он был не только пейзажистом, но, как все художники Тохвасо, писал портреты придворной знати, за что был удостоен в 1546 году высокого титула
В Музее дворца Токсугун хранится романтический пейзаж Ли Санджва «Прогулка при лунном сиянии под сосной», написанный тушью и красками на шелке. Асимметричная композиция построена на противопоставлении темнеющей массы скалы, возвышающейся на переднем плане слева, и светлого пространства у ее подножия справа, озаренного неверным светом луны, проглядывающей между облаками. Небольшая фигура ученого, идущего в сопровождении слуги, как бы подавлена величием ночной природы и разлитой кругом тишины. Старая, иссеченная ветрами искривленная сосна, обвитая лианами, вырастая из скалы, заполняет собой открывающийся вверху простор неба, создавая впечатление его глубины и высоты. Живопись Ли Санджва насыщена эмоциональными переживаниями и во многом связана с даосскими представлениями о месте человека в окружающем мире.
Ни в одной стране Дальнего Востока портрет не занимал такого значительного места, как в Корее, где среди художников Тохвасо было много талантливых портретистов. Развитие портрета началось еще в первые века н. э., когда художники Когурё писали портреты усопших в погребальных камерах. Позднее, в период династии Ли, портретная живопись достигла высокого мастерства, продолжая развиваться на основе сложившихся дальневосточных традиций. До нашего времени в музеях и частных собраниях Кореи сохранилось много портретов XV —XIX веков, которые позволяют говорить
о больших достижениях художников и в этом жанре.
В странах Дальнего Востока портрет занимал особое место и свое развитие получил как культовый, связанный с конфуцианскими воззрениями и древним культом почитания умерших предков. Погре бальные портреты писались по строго определенному канону, отхо-
ЛИТЬ от которого художники могли только при исполнении отдельных деталей, не имевших большого значения. Изображение человека было связано с особым учением о законах физиогномики: отдельные части лихта как бы соответствуют определенным чертам характера человека. Структура липа, поза, жест —все было подчинено стремлению передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю сущность изображаемого человека. Культовые портреты обычно не имели подписи художника, и сведений об авторстве их почти нет. Вместе
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.