i тем, как уже указывалось, главным назначением живописцев из Тохвасо было исполнение портретов правителей, членов их семьи и придворной знати. Художники писали не только культовые, но и официальные портреты светского характера. В них ощутимо выступа к т идеализация образов, желание передать благородство и значимость человека, раскрыть его высокие духовные качества.
Из дошедших до нашего времени портретов периода династии Ли наиболее ранний хранится в Музее дворца Токсугун. Это портрет крупного сановника Чо Мальсэна (1370 — 1447), написанный неизвестным художником XV века. Образ этого знатного сановника передан строгими линиями и отличается четкостью силуэта. Его выразительности способствует умелое использование художником цветовых соотношений —черного парадного халата с едва проступающим золотистым узором и изысканного зеленого тона слегка выступающей подкладки, которая вместе с ярким нагрудным знаком, определяющим высокий чин сановника, создает утонченную декоративность. 11одчеркнутая плоскостность темного силуэта на светлом золотистом фоне шелка усиливает впечатление строгости и официальности портрета Чо Мальсэна. Эту строгость слегка оживляет небольшой поворот фигуры влево, что необычно для культовых портретов с их фронтальностью позы, хотя и здесь чувствуется некоторая скованность. Лицо сановника решено скупо, его лоб почти скрыт глубоко надвинутой парадной шляпой, а густые усы скрывают рисунок губ, и только в пристальном взгляде глаз светится живой ум и ощущаются внутренняя энергия человека, его властность и сила.
Не менее интересен портрет Ли Ханбока (1556—1618) глубоко реалистической манерой исполнения26. Ли Ханбок был крупным политическим деятелем и министром при правителе Сонджо (1567 — 1608). В конце жизни он находился в опале, известны написанные им в изгнании стихи:
Тучи, что уже перевалили Чрез высокий перевал Чоллён,
Вы, как дождь, с собою захватите Слёзы государева слуги;
Над дворцом, где мой живет владыка,
Ливнем ах пролейте, я молю!21
Портрет сильно пострадал от времени, хорошо лишь сохранилось живое лицо пожилого мужчины, написанное оттенками серовато розового цвета и дополненное блекло-красными линиями тонкого рисунка носа и морщин. Мужественность лица подчеркнута густыми черными усами, мягко падающими книзу, и небольшой бородой; своей контрастностью цвета с мягким тоном лица они усиливают его выразительность.
В портрете Ли Ханбока отчетливо выступает психологическое раскрытие образа. Выражение усталости сквозит в проницательном взгляде умных глаз, а в характерных чертах лица с большим толстым носом и слегка поднятыми бровями вместе с тем ощущается одухотворенность и оттенок печали много пережившего человека. Можно полагать, что это один из лучших портретов XVII века, дающий представление о новых явлениях в этом скованном традициями жанре.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.