Бамбук ассоциировался в сознании художников средневекового Китая и Кореи с образом благородного, образованного человека, стойкого в беде, по-конфуциански правильного в поступках. Монохромная живопись бамбука получила особое развитие в Китае и XII —XIII веках, когда многими талантливыми художниками создавались многочисленные произведения этого вида живописи. Позднее, в XVI —XVII веках, разрабатывались различные методы и при-гмы изображения бамбука, описанные в трактате «Слово о живописи и а сада с горчичное зерно», во второй части которого имеется специ-ильпый раздел, посвященный описаниям всех этих приемов и метод для изображения бамбука33.
Ли Джон несомненно был знаком с произведениями китайских мастеров, писавших бамбук, и изучал их творчество. Его изобра;к< ния бамбука отличаются четкостью и простотой рисунка, особым ритмом композиционных приемов и показывают свободное владение мазком. Умение писать бамбук, проявлять мастерство в «игре кистью ■ высоко пенится в странах Дальнего Востока.
В своих восьми известных аллегорических изображениях бамбук. Ли Джон стремился передать силу и стойкость человека в тяжелые дни войны, не сломленного несчастьями и горем утрат. Он писал бамбук высоким и крепким, покрытым каплями росы, не ломающимся под порывами сильного ветра, спокойно переносящим холод, дождь и снег, как стойкий человек проходит через испытания, посланные ему жизнью. Каждую из композиций художник сопровождал надпи сями, раскрывавшими состояние его души. В сложной ассоциатмв ной форме Ли Джон пытался отразить свое горестное настроение и печаль.
С особой экспрессией исполнен художником свиток «Бамбук», находящийся в частной коллекции в Сеуле. Порыв ветра качает растущий у скалы высокий хрупкий ствол бамбука и будто приче сывает своими струями его листву. Как в гнущихся ветвях, так п в трепещущих и волнующихся листьях хорошо передано сопротик ление растения холодному дуновению ветра. Стойкость и несокру шимая сила бамбука ощущаются в каждой детали рисунка. Едванаме ченные светлым тоном туши стволы на заднем плане передают пространственную среду и влажную дымку воздуха, окутывающего растение. Как член государевой семьи, Ли Джон пользовался особым правом писать золотой тушью по черному шелку, что также позво ляло ему создавать оригинальные декоративные композиции.
Второго известного мастера направления мунинхва также звали Ли Джон34, он тоже принадлежал к семье правителя. В годы войны, когда Ли Джону было пятнадцать лет, он вместе с семьей уехал из столицы на север, где непосредственно видел несчастья народа, приносимые войной, и отразил это в своем творчестве.
Ли Джон служил при дворе, но все свободное время отдавал живописи, создавая романтические горные пейзажи, в которых воплощались его мечты о спокойном прекрасном мире, где нет ни горя, ни страданий народа. Работая «тщательной кистью», он воспроизводил тончайшие детали рисунка. В частном собрании Сеула
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.