чувство от общения с нею. На небольшом пространстве листа он показывает выступающие из голубого, волнующегося, холодного моря острые черные скалы, на которых, теснясь друг к другу, сомкнутыми рядами сидят белокрылые озябшие чайки, а мощные черные бакланы, не боясь холода, поднимаются со скал, улетая в безбрежную даль моря. Дикость природы, ее первозданная, не тронутая красота хорошо раскрыты художником через непосредственное восприятие натуры и сдержанную декоративность цветового решения.
К числу интересно решенных пейзажей Ким Хондо можно отнести и историческую композицию «Возвращение Уи домой»81. Художник изобразил горловину бурной горной реки, клубящейся среди высоких утесов, по которой стремительно движется крытая лодка. Здесь даже китайский пейзаж, созданный воображением художника, содержит отдельные элементы корейской природы, которые ощущаются в рисунке гранитных гор, знакомых художнику. Вертикальное расположение планов позволило раскрыть глубину пейзажа и передать неистощимую силу горной реки. Маленькие фигурки людей в лодке усиливают грандиозность и мощь природы. Вся композиция в целом не лишена поэзии и романтики, что характерно для пейзажистов Кореи.
Ряд альбомных листов Ким Хондо посвящен людям труда, в основе :>тих рисунков несомненно лежат его личные наблюдения, изучение народной жизни.
С юмором, типичным для зарисовок народных сцен, Ким Хондо графически изобразил кузнецов у наковальни. Выразительность поз и жестов заставляет чувствовать силу и напряжение работающих.
Реалистически переданы им образы крестьян, работающих в поле под палящими лучами солнца, рыбаков, строителей, сборщиков хвороста и школьников. С живой наблюдательностью написаны картины отдыха после работы— народные танцы и занятие музыкой—особый жанр в корейской живописи, носящий название муакто (танцы и музыка).
Не без иронии написаны Ким Хондо ученики старой корейской школы. Эмоционально воспроизведены сцены народных развлечений. 11а одном из листов альбома он показал корейскую национальную борьбу (ссирым), поместив в центре композиции борцов, окруженных сидящими на земле зрителями. Позы и лица наблюдающих ut борьбой выразительно переданы художником, который, очевидно,
делал зарисовки с натуры. Пожилые и молодые мужчины, захваченные зрелищем борьбы, полны внутреннего напряжения. Сила линий и четкость рисунка дополняется мастерским решением всей композиции.
Убедительно и живо передан в рисунке «Танец» юноша, пляшущий под звуки оркестра. Длинные рукава одежды и развевающиеся ленты пояса подчеркивают динамику движения. Веселое лицо танцора как бы противопоставлено серьезным и сосредоточенным лицам музыкантов, сидящих на земле с барабаном и флейтами. Вся эта сцена, наполненная оптимизмом, передает радостное мироощущение самого художника, принимавшего участие в общем веселье, близко соприкасавшегося с народом и глубоко постигавшего его невзгоды и радости82.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.