ИСКУССТВО КОРЕИ XV — XIX ВЕКОВ

Не менее известен талантливый ученик Ким Хондо — пейзажист Ли Ханчхоль87, который, не выходя за пределы традиционных сюжетов, находил новые средства художественной выразительности для воплохцения своих образов. Широкой известностью пользуется г. Корее его горизонтальный свиток «Осенний пейзаж и читающий книгу», исполненный тушью и легкими прозрачными красками на бумаге. Ли Ханчхоль написал ученого, сидящего в беседке в состоянии отрешенности от всего окружающего и склонившегося в раз думье над книгой, в то время как мальчики-слуги приготовляют ученому чай.

Образ ученого хотя и лишен глубокой психологической характеристики, однако передан жизненно и менее условно, чем обычно в подобных сюжетах. Оригинальная архитектура беседки с высоко поднятой сводчатой крышей и окружающими ее могучими стволами старых сосен на переднем плане раскрывает творческий замысел художника—отойти от привычных схем китайских мастеров, которые применялись обычно при решении этой классической темы, и создать свой, корейский вариант с особенностью национальных архитектурных форм и пейзажа. Хорошо переданы уединенность места, пространство с далекими, едва намеченными у горизонта горами. В фигурах журавлей, неподвижно стоящих около беседки, также переданы тишина и покой, царящие вокруг. Поэтическая композиция проникнута чувством грусти и отрешенности от жизни, что было созвучно настроению художника, его переживаниям и размышлениям о судьбах родины.

В эти тяжелые годы феодальной реакции только отдельные мастера живописи, вдохновляемые передовыми мыслителями течения сирхак, продолжали развивать наиболее ценные национальные традиции. К их числу принадлежал один из значительных художников XIX века Чан Сыноп88.

Творчество Чан Сынопа многогранно. Он писал портреты, как каждый из художников Тохвасо, пейзажи, много работал в жанре «цветы—птицы», создавая композиции с особой выразительностью. Изображая лошадей, отдыхающих в поле, рыб, плавающих в прозрачной воде, а также птиц и цветы, он передавал их с большой жизненностью и любовью.

Среди многих произведений художника особым чувством поэтичности проникнута его большая композиция «Слива-мэхва», написанная тушью на десятистворчатой ширме89. Этот сюжет относится к классической серии «сагунджа» (буквально «четыре благородных мужа»), символами которых в искусстве Дальнего Востока служат сосна, бамбук, слива и хризантема.

Изображая старое дерево дикой сливы, растущее в горах, Чан Сыноп аллегорически отождествляет его со своей суровой жизнью, полной лишений. Подобно исхлестанному сильным ветром мощному, накренившемуся стволу сливы с длинными, причудливо изогнутыми ветвями, который, несмотря на борьбу со стихией, продолжает жить, покрываясь каждую весну цветами, и вопреки всем невзгодам утвер

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Добавить комментарий