Не менее известен талантливый ученик Ким Хондо — пейзажист Ли Ханчхоль87, который, не выходя за пределы традиционных сюжетов, находил новые средства художественной выразительности для воплохцения своих образов. Широкой известностью пользуется г. Корее его горизонтальный свиток «Осенний пейзаж и читающий книгу», исполненный тушью и легкими прозрачными красками на бумаге. Ли Ханчхоль написал ученого, сидящего в беседке в состоянии отрешенности от всего окружающего и склонившегося в раз думье над книгой, в то время как мальчики-слуги приготовляют ученому чай.
Образ ученого хотя и лишен глубокой психологической характеристики, однако передан жизненно и менее условно, чем обычно в подобных сюжетах. Оригинальная архитектура беседки с высоко поднятой сводчатой крышей и окружающими ее могучими стволами старых сосен на переднем плане раскрывает творческий замысел художника—отойти от привычных схем китайских мастеров, которые применялись обычно при решении этой классической темы, и создать свой, корейский вариант с особенностью национальных архитектурных форм и пейзажа. Хорошо переданы уединенность места, пространство с далекими, едва намеченными у горизонта горами. В фигурах журавлей, неподвижно стоящих около беседки, также переданы тишина и покой, царящие вокруг. Поэтическая композиция проникнута чувством грусти и отрешенности от жизни, что было созвучно настроению художника, его переживаниям и размышлениям о судьбах родины.
В эти тяжелые годы феодальной реакции только отдельные мастера живописи, вдохновляемые передовыми мыслителями течения сирхак, продолжали развивать наиболее ценные национальные традиции. К их числу принадлежал один из значительных художников XIX века Чан Сыноп88.
Творчество Чан Сынопа многогранно. Он писал портреты, как каждый из художников Тохвасо, пейзажи, много работал в жанре «цветы—птицы», создавая композиции с особой выразительностью. Изображая лошадей, отдыхающих в поле, рыб, плавающих в прозрачной воде, а также птиц и цветы, он передавал их с большой жизненностью и любовью.
Среди многих произведений художника особым чувством поэтичности проникнута его большая композиция «Слива-мэхва», написанная тушью на десятистворчатой ширме89. Этот сюжет относится к классической серии «сагунджа» (буквально «четыре благородных мужа»), символами которых в искусстве Дальнего Востока служат сосна, бамбук, слива и хризантема.
Изображая старое дерево дикой сливы, растущее в горах, Чан Сыноп аллегорически отождествляет его со своей суровой жизнью, полной лишений. Подобно исхлестанному сильным ветром мощному, накренившемуся стволу сливы с длинными, причудливо изогнутыми ветвями, который, несмотря на борьбу со стихией, продолжает жить, покрываясь каждую весну цветами, и вопреки всем невзгодам утвер
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.