Развитие декоративно-прикладного искусства Кореи в ранний период правления династии Ли было связано с общим экономическим подъемом. Развитию художественного ремесла способствовало и расширение в этот период внешней торговли. Домашнее производство художественных изделий в крестьянском хозяйстве сочеталось с профессиональным мастерством закрепощенных ремесленников (конджанов), которые были приписаны к различным учреждениям н городах. Несмотря на подневольный труд мастеров, производство изделий, главным образом различных бытовых предметов для феодальной знати, достигло и в XV—XVI веках высокого уровня.
Как и в прошлые века, наиболее значительное место в декора-тивно-прикладном искусстве занимала керамика. Ее производство п первой половине XV века продолжало развиваться, при этом использовались достижения керамистов периода Корё. Однако скульптурность форм и красота цветных глазурей, характерных для периода Корё, постепенно исчезли. Находившимся у власти конфуцианцам с их земными утилитарными запросами была чужда эстетическая изысканность керамических изделий, изготовлявшихся для ревностных буддистов — правителей и знати предшествующих веков.
Большинство сосудов XV—XVI веков предназначалось для оби хода, для обычной повседневной утвари, что вызвало появление более тяжеловесных и устойчивых форм97.
Ни в чем так ярко не нашли свое выражение самобытность корей ского искусства, художественный вкус корейского народа, как в пони мании своеобразия керамических форм, их конструктивности и деко ра. Как указывалось, в XV веке особой славой пользовались керами ческие изделия из Керёнсана в центре Южной Кореи, около города Тэджон: там существовали «наклонные печи» на склонах горы, рабо тали лучшие мастера и художники, изготовляли прославленную кера мику типа пунчхон, получившую большое распространение в XIV
XVI веках и более известную на Дальнем Востоке под японским названием мисима98.
Сосуды пунчхон изготовляли из такой же глиняной массы, какая применялась для селадонов периода Корё, и несомненно этот вид керамики можно рассматривать как дальнейшее развитие техники селадонов XII —XIV веков. Но черепок пунчхон более грубый по текстуре, чем у селадонов, и поэтому обычно его поверхность покры валась полностью или частично белым ангобом. Белые мелкие узоры на сером фоне черепка, покрытого зеленоватой глазурью, не отличаются той гармонией цветовых сочетаний, какие были у керамики типа сангам, отвечавшей утонченным вкусам аристократии периода Корё. Наиболее распространенным и простым видом керамики пунчхон были чаши, украшенные при помощи штампов узорами из мелких растительных мотивов, которые покрывали всю поверхность сосуда и иногда сочетались с рядами мелких впадинок-точек. В отдельных случаях более сложный узор вместо тиснения штампом вырезался в глине, заполнялся белым ангобом кистью или щеткой и покрывался прозрачной глазурью типа селадон.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.