ИСКУССТВО КОРЕИ XV — XIX ВЕКОВ

Изделия пунчхон XV века славятся тонкостью исполнения. Для этого времени типичны чаши, украшенные внутри изображением мелких хризантем, которые обрамлены узором из тонких линий, называемых занавесом из шнуров. По борту чаши внутри проходит узкая полоса геометрического орнамента, носящая название «стебли травы». Прекрасный образец классического вида керамики пунчхон — чаша XV века99 с мелким штампованным узором из цветов хризантем и точек, заполненных белым ангобом, и покрытая прозрачной зеленоватой глазурью. Ее отлогие, плавно поднимающиеся края указывают

на понимание керамистом линии и формы, а узор, подчеркивая расчлененность по горизонтали, создает особую выразительность. Массовое производство керамики пунчхон требовало менее сложной техники, а также быстроты исполнения, что и было достигнуто керамистами употреблением штампов и менее тщательной обработкой поверхности. Более поздние сосуды пунчхон целиком покрывались белым ангобом быстрыми ударами щетки, что давало возможность скрыть грубый серый черепок изделия.

В декоре сосудов пунчхон XV —XVI веков появляются новые мотивы —изображение драконов, рыб, цветов лилии, растительных завитков, ритмично расположенных на поверхности. Иногда искусное наложение ангоба щеткой в различных направлениях позволяло оставлять изделие без дополнительного декора.

Обычно рисунки керамики пунчхон исполнялись в эскизной линеарной манере, близкой каллиграфической скорописи. Одно из лучших изделий этого вида—массивный круглый сосуд XV века, служивший для хранения пищи 10°. На его широком тулове с коротким горлом заметны следы от щетки. На оплечье —роспись спиралевидными черными побегами, прочерченными небрежно, но вместе с тем свободно и живо. Та же техника декора сосуда для вина грушевидной формы 101 с графичным изображением фантастических рыб и цветов лотоса. Расчлененность и четкость формы сосуда органично сочетаются с остродинамичным рисунком плывущих рыб, исполненных уверенной кистью художника.

Другим видом декора пунчхон было покрытие быстрой кистью всего изделия белым ангобом, после чего при помощи гравировки узор вытиснялся, сохраняя свой белый цвет, а фон покрывался окисью железа под селадоновой глазурью, принимая после обжига коричневато-зеленый оттенок. Прекрасный образец подобного декора на оригинальном сосуде для вина, напоминающем по форме черепаху, с небольшим горлышком на месте головы102. По всей поверхности ее вырезаны в белом ангобе декоративные пышные пионы и листья, выделяющиеся на темном фоне под прозрачной зеленоватой глазурью. Возможно, этот сосуд предназначался для путешествий, отсюда и его форма фляги, сплющенной по горизонтали. Керамические сосуды пунчхон XV—XVI веков с отдельными дефектами обжига—асимметрией формы, неравномерным наложением глазури, ее неровными потеками, случайными трещинками

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Добавить комментарий