XIV века изредка расписывались синим подглазурным кобальтом, который высоко ценился, так как привозился из Китая, получавшего его в свою очередь из западной Азии. Корейские художники-керамисты, применявшие для росписи изделий кобальт, обычно пользовались тонкими кистями, скупо и сдержанно накладывая краски на узоры в виде цветов, растений, птиц и насекомых. Эта техника декора в Корее получила название чхонхва пэкча (роспись синим белого фарфора). Такие чаши для вина, расписанные подглазурным кобальтом, изредка встречались в домах сановной знати и служили для подношения вина почетным гостям.
На фарфоровых изделиях, изготовлявшихся для богатых горожан, роспись кобальтом была запрещена105, а тайное копирование росписи изделий официального назначения каралось смертью, что в свою очередь способствовало в XV веке широкому распространению в стране керамики пунчхон 106.
Для росписи фарфоровых изделий помимо кобальта и окиси железа пользовались иногда и красной медной краской, которая была известна корейским мастерам еще в период Корё. Но техника под-глазурного обжига этой краски требовала большого опыта в определении температуры, так что ею владели лишь немногие мастера, умело сочетая ее с росписью кобальтом. Изделий с росписью медной краской этого времени не сохранилось, и об их существовании известно только из письменных источников.
Многовековая внешняя торговля Китая, процветавшая на экспорте фарфоровых и других керамических изделий в Японию, на Филиппины и другие области южных морей, привлекла к себе внимание владетельных японских керамистов. Вторжение войск японского полководца Хидэёси в Корею в конце XVI века было вызвано не только морским торговым соперничеством с Китаем. Японцы стремились также к созданию собственного керамического производства, используя опыт и художественный вкус корейских мастеров, изделия которых вызывали восхищение японских знатоков чайных церемоний. Вторгшиеся японские войска разорили страну. Цветущие города Кореи были превращены в развалины. Дворцы Сеула сожжены, а многочисленные сокровища искусства были разграблены
или погибли в огне пожаров. Прославленная керамика пунчхон, существовавшая сто пятьдесят лет, исчезла в Корее, так как около трехсот керамических печей Кореи было разрушено и пленные гончары целыми семьями вывезены в Японию. Могущественные даймё острова Кюсю, поселив их в своих владениях, заставляли строить печи и изготовлять, согласно эстетическим запросам тя-дзинов, восхищавшие их нарочито асимметричные сосуды с шероховатой поверхностью и неровно стекающей глазурью, а также чаши пунчхон и другие изделия для чайных церемоний и обихода японской знати. После тяжелого и трагического для Кореи нашествия полчищ Хидэёси и их изгнания из страны самоотверженными усилиями народа и войск производство керамики Кореи уже никогда не смогло' достигнуть того блестящего расцвета, который наблюдался в XII —XVI веках.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.