Искусство объединенного силла . VII—НАЧАЛО X ВЕКА

Огромная черепаха, высеченная в 661—662 годах из гранитного монолита, служила, как предполагают, пьедесталом для стелы, стоявшей ранее на ее спине. Ее монументальная фигура с сильно вытянутой вперед и слегка поднятой головой исполнена с удивительной строгостью и простотой, только тщательно обработанные лапы и украшенная растительными завитками голова в декоративно условном плане несколько смягчают эту суровость. На панцире, покры-нающем спину, сохранилась нижняя часть стелы в виде шести из-нивающихся и переплетенных друг с другом драконов, поддержи-пающих жемчужное ожерелье. Фигуры драконов, олицетворяющих небо, выполнены в обобщенной манере и с трудом извлекаются глазом из общей массы. Это одно из лучших надгробных сооружений Силла, в нем раскрывается мастерство скульпторов, их понимание материала и умение разрабатывать тонкие детали.

В окрестности Кёнджу около погребения неизвестного правителя Силла, предположительно Мунму-вана (661 — 681), воздвигнуты четыре гранитные статуи военных и сановников. Фигуры решены, согласно сложившимся традициям, статичными, стоящими как бы в скорбном молчании около могилы. В отличие от других подобных статуй особое внимание уделено лицам, поэтому каждое создает впечатление индивидуального портрета. В выразительном, полном скорби лице сановника с закрытыми, глубоко сидящими глазами, как бы оплакивающего усопшего, есть иноземные черты: широкий нос и пышные густые усы не встречаются в Корее, что дает возможность предполагать о копировании скульптором какой-то статуи или даже ныполнении лица иноземца с натуры.

По времени и манере исполнения (2-я половина VII века) эти статуи очень близки к фигурам погребения полководца Ким Юсина (595—673), которое расположено на западной окраине Кёнджу. Как и в китайских «аллеях духов», оно украшено двенадцатью монументальными каменными фигурами, расположенными у подножия по гребального холма. Фигуры в виде воинов и чиновников с головами животных олицетворяют календарные циклы, принятые в странах Дальнего Востока (мышь, вол, тигр, дракон, заяц, змея, лошадь, овга, обезьяна, курица, собака, свинья). Эти статуи значительно отли чаются от каменных изображений буддийских божеств того же време ни. Они более монументальны и статичны, симметричные складки их одежд падают строго вертикально. Но, несмотря на ряд уело в ностей, что было вызвано назначением этих фигур, в них с боль шой выразительностью передано живое человеческое начало, даже если это фантастические образы.

К достижениям каменной скульптуры можно отнести и небольшие фигуры божеств, стоявшие в буддийских храмах около Кёнджу. Там было открыто много невысоких гранитных статуй с тонкой обра боткой деталей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *