Искусство объединенного силла . VII—НАЧАЛО X ВЕКА

В Государственном музее искусства народов Востока в Москве хранится небольшой горельеф головы бодхисаттвы Кваным, высе ченный из серого гранита, которая дает представление о высокой художественной культуре скульпторов Силла VIII века. Суровое, полное отрешенности лицо божества с полузакрытыми глазами и тонким носом поражает своей одухотворенностью, и, несмотря на скромные размеры (26,5 см высота), голова Кваным кажется ве личественной. Округлый овал лица божества подчеркнут высоко поднятой надо лбом прической, которая украшена диадемой с фи гурой будды. Тонко и искусно высеченные черты лица и красиво уложенные пряди волос на голове позволяют говорить о руке боль шого мастера. Откол на задней стороне указывает, что голова, воз можно, была отбита от горельефа. Это один из шедевров ранней корейской скульптуры, находящейся в Советском Союзе, памятник большого художественного значения.

К особому виду каменной скульптуры этого времени принадле жат и фонари, ставившиеся первоначально в храмах перед статуями будды как символ, олицетворяющий его учение. Позднее их стали сооружать во дворах перед входом в главный храм или в монасты р

с,к их садах, где они украшали искусно созданные пейзажи. Каменные фонари специфической скульптурной формы встречаются только н Корее и являются самобытными памятниками, в которых гармонично выражен синтез архитектурных и скульптурных форм.

Один из наиболее старых каменных фонарей 19 исполнен в виде невысокого постамента, на котором два льва стоят на задних лапах но встречном положении, поддерживая передними круглое основание, украшенное лепестками лотоса, с покоящимся на нем невысоким восьмигранным столбом с двумя прямоугольными проемами и небольшим внутренним пространством для светильника. Тяжелая каменная крыша с большим выносом, защищающим огонь от непогоды, придает всему сооружению торжественный монументальный характер.

В конце VII века в скульптуре Силла под влиянием расширяющихся связей с Китаем и более глубокого знакомства со скульптурой периода Тан усиливается пластичность; строгие, порой натуралистические формы с подчеркнутыми сухими, острыми линиями сменяются более мягкими и свободными, еще сильнее проявляется стремление к передаче внутреннего состояния образа.

К числу скульптурных шедевров того времени принадлежит фрагмент большого серого кирпича с вытисненной в рельефе фигурой локапала—одного из четырех хранителей стран света20. Согласно письменным источникам («Самгук юса»), кирпичи были исполнены известным скульптором-монахом Янджи в 679 году.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *