Искусство объединенного силла . VII—НАЧАЛО X ВЕКА

Сохранение лучших традиций прошлого можно видеть и в не большой фигуре будды24, изображенного в состоянии самоуглубле ния. Свободные жесты его рук полны жизненности и покоя—черты, сложившиеся еще в пластике государства Пэкче.

Борьбу условных и реалистических течений в скульптуре позд него Силла можно почувствовать в женственной фигурке небесной музыкантши-апсары25, сидящей со скрещенными ногами на облаке, с музыкальным инструментом в руках (сейчас он утрачен). Свобод ная поза с легким разворотом корпуса, динамика, ощутимая в поста новке головы и в жесте рук, отсутствие какого-либо схематизма-все это указывает на стремление к реалистической трактовке образа.

Но рядом с произведениями такого характера в IX веке появляются статуи, исполненные в условной манере, с застывшими лицами и каноническими жестами, в которых пластичность линий сменяется жесткостью форм и схематизмом.

Во второй половине IX века большое значение в Корее приобре тает культ будды Вайрочаны (кор. Пиросана), олицетворявшего духовное начало будды и считавшегося первым из его проявлений,— так называемых дхияни-будд. Согласно буддийскому учению, истины учения будды Вайрочаны проникают всюду, подобно свету солнца, и соответственно этому статуи будды Вайрочана воздвигались во многих храмах, но большинство их не дошло до нашего времени. Наиболее известно подобное монументальное изображение в монастыре Пульгукса. Однако следует вновь подчеркнуть, что достигшая своего расцвета в VII—VIII веках буддийская скульптура Силла позднее уже никогда не поднималась до такого высокого уровня.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО

В VII веке в связи с распространением буддизма в погребальных обычаях Кореи происходят изменения. Тела усопших предаются кремации, и останки сохраняются в урнах. В могилах этого времени почти не встречаются художественные и бытовые изделия.

Среди немногих дошедших до нас произведений прикладного искусства мало изделий из золота: знать Силла предпочитала в этот

период посуду и украшения из серебра. Буддийские реликвии также изготовлялись не из золота, а из позолоченной бронзы. Большим мастерством, тонкостью исполнения, богатством приемов декора отличается священный бронзовый ковчег (сарира) в форме квадратного ларца с высокой пирамидальной крышкой26. На ней с четырех сторон прикреплены фигуры четырех хранителей света, а также рельефные изображения цветов и листьев лотоса. В центре крышки подвышается «пылающая жемчужина». По сторонам ларца расположены в небольших нишах восемь паривара —божеств, обычно сопро-нождающих хранителей стран света. Фриз из лепестков лотоса у основания ковчега еще более усиливает торжественность и пышность декора, а также создает уравновешенность композиции, замыкая ее со всех сторон. Этот ковчег по праву считается уникальным произведением корейского искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *