Более значительной по художественным достоинствам надо считать наскальную скульптуру конца VII века в Енджу (провинция Сев. Кёнсан), где в гранитной скале также высечена в высоком рельефе буддийская триада. Фигуру будды, сидящего на лотосовом троне, можно рассматривать почти как круглую скульптуру, так как голова будды целиком отделена от скалы. Все три божества показаны в свободных, тяжело ниспадающих до земли одеждах с остроконечными, волнистыми складками, которые выявляют округлость фигур и придают им пластичность. В самом характере этих изображений можно заметить влияние раннетанской скульптуры с ее вниманием к силуэту скульптурной массы и стремлением к передаче в лицах божеств жизненности и внутреннего духовного состояния.
Свидетельством непрестанных поисков нового скульпторами и зодчими Силла времени расцвета объединенного государства может служить сооружение единственного в мире искусственного буддийского пещерного храма Соккурам (Холм с каменной пещерой) около Кёнджу в 742—764 годах.
Как и Пульгукса, храм Соккурам был создан при участии Ким Дэсона. Его сооружению способствовала влиятельная буддийская секта Хваом, исповедовавшая учение будды Вайрочана.
Соккурам был сооружен на вершине горы Тхохамсан, недалеко от описанного выше ансамбля Пульгукса. Первоначально на этом месте был создан храмовый ансамбль Сокпульса (Монастырь каменного будды), от которого до нашего времени сохранился лишь пещерный храм Соккурам—наиболее значительный и величественный памятник периода Силла. В сооружении этого уникального памятника нашла свое воплощение самобытность конструктивного решения. Он был построен целиком из гранитных блоков в склоне горы и после этого засыпан сверху землей, что несомненно имело связь с традициями собственных корейских строительных принципов и конструктивных решений. Зодчие храма могли вдохновиться замечательными архитектурными сооружениями ранних погребений Когурё, таких, как великолепная гробница в Анаке № 3 или Двухколонная (Ссанъёнчхон) около Пхеньяна; сведения об их сооружении могли передаваться мастерами из поколения в поколение.
СОККАТХАП. ЗАПАДНАЯ ПАГОДА АНСАМБЛЯ ПУЛЬГУКСА В КЁНДЖУ Гранит. VIII в.
ХРАНИТЕЛЬ ВОСТОКА-ТАРАТХА (ДХАРСТРА) Бронза. Около 681 г.
Храм Соккурам 13 построен на принципах симметричной и уравновешенной композиции и является выдающимся памятником мирового значения не только по архитектурному замыслу, но и по твоему скульптурному комплексу14.
Соккурам был открыт случайно в 1913 году, а отдельные его скульптуры были обнаружены позднее в щебне при входе в аванзал, который первоначально был под открытым небом. После ре-
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.