Искусство объединенного силла . VII—НАЧАЛО X ВЕКА

Рис. 3. Круглый зал храма Соккурам (разрез)

ставрации храма в 1969 году аванзал, играющий роль притвора, принял свой первоначальный вид и стал квадратным, тогда как до восстановления он был продолговатым в плане.

Художественный замысел и решение храма указывают на высокое, зрелое мастерство строителей, создавших такое купольное перекрытие, которое в течение тысячи с лишним лет выдерживает огромную тяжесть насыпанной поверх него земли. Если вспомнить, что погребения в Когурё IV—VI веков перекрывались обычно лишь ступенчатыми конструкциями из каменных блоков и форма подобного полусферического купола не была известна в Корее, то сооружение такого перекрытия в Соккурам—яркое свидетельство ог

ромных достижений зодчих Силла, их умелых математических расчетов в решении конструктивных форм.

Стены залов и коридоров между ними украшены горельефами, высеченными в едином стиле на отдельных гранитных плитах, вставленных в стены. Традиция приписывает эти горельефы скульптору Кан Г онэмалю.

По сторонам аванзала и при входе на плитах симметрично расположены фигуры восьми небесных воевод и духов-драконов —чхол-лён пхальбу синджан (паривара), сопровождающие хранителей стран света. Они стоят фронтально в доспехах и накинутых поверх плащах и вооружены копьями; их лица передают индивидуальные особенности каждого, а головные уборы и прически указывают на принадлежность к различным странам. Против входа находятся рельефы с изображением в воинственных позах двух стражей дверей —инван (дварапала). Их фигуры с обнаженными торсами и подчеркнутой сильной мускулатурой полны силы и напряжения. Энергичные ракурсы корпуса, угрожающее выражение лиц и движения поднятых рук свидетельствуют о готовности к борьбе с врагами буддизма. Развевающиеся концы шарфов и складок одежды на бедрах усиливают динамику этих воинов-хранителей.

В коридоре, соединяющем залы, с двух сторон находятся четыре рельефа с изображениями небесных правителей четырех стран света сачхонван (локапала), образы которых сложились в Индии и вместе с буддизмом достигли юга Кореи. Головы небесных правителей окружены слабо выступающими нимбами, а одежды окутывают слегка выступающие фигуры легкими складками.

Вход в главный круглый зал15 фланкируется восьмиугольными гранитными колоннами, которые в верхней части соединены изогнутой аркой, высеченной в камне. Кругом по стенам зала расположено пятнадцать гранитных рельефов с изображениями трех наиболее почитаемых бодхисаттв—Мунсу-посаль (Манджушри), Похён (Самантабхадры) и одиннадцатиглавой бодхисаттвы Кваным (Авало-китешвары). Помимо того с двух сторон зала изображены два добрых божества Помчхон (Брахма) и Чесок (Индра), свидетельствующие о влиянии Индии. Десять наханов (архатов)— учеников будды, достигших просветления,—дополняют общую композицию. Над этими рельефами в десяти глубоких небольших нишах расположены фигуры сидящих дэва и бодхисаттв16.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *