Искусство объединенного силла . VII—НАЧАЛО X ВЕКА

Горельефы Соккурама по праву считаются замечательными произведениями каменной пластики Дальнего Востока. Они отражают стремление их создателей не только к передаче внешней выразительности образа, но, главное, к раскрытию его духовной сущности. По сравнению с более ранними изображениями в камне они отличаются пластичностью, ритмом движений и подчинены в своей композиции архитектурному замыслу комплекса.

Среди горельефов круглого зала особой тонкостью исполнения выделяется изображение одиннадцатиглавой бодхисаттвы Авалоки-тешвары, находящейся на стене против входа17. Божество стоит в свободной позе на цветке лотоса, прижимая к груди правую руку с сосудом, а опущенной левой с четками грациозно придерживает легкую ткань одежды, облегающей фигуру. Струящиеся складки платья, спадающего к ногам, и длинного шарфа создают округлость объемов, усиливают впечатление монументальности изображения. Полное женственное лицо с высоким разлетом бровей и узким разрезом полуоткрытых глаз полно выражения внутреннего величия и суровости, которая смягчена едва проступающей улыбкой.

Согласно буддийской легенде, голова Авалокитешвары от скорби за человечество при виде ада и мучений грешников раскололась на одиннадцать частей, из которых будда слепил ей кроме большой десять малых по размеру голов, образующих род венца, выступающего на фоне круглого нимба. Это изображение было одним из наиболее почитаемых корейцами и по праву считается уникальным памятником искусства Кореи.

Среди других выделяется своей изысканностью и чувством пластичности рельеф с фигурой бодхисаттвы Мунсу-посаль (Ман-джушри)— покровителя наук и знаний, изображение которого находится с правой стороны круглого зала.

Божество представлено в легком развороте корпуса влево, в то время как голова его, увенчанная высокой диадемой, повернута и профиль и открывает строгие правильные черты лица. Композиция рельефа показывает великолепное владение скульптурным объемом, которого достигли в VIII веке мастера Силла. Струящиеся складки легкой одежды, высеченной в граните с необычайной мягкостью и тонкостью линий, служат главным средством выразительности. С большой изысканностью передан скульптором также узкий шарф, свободно перекинутый через левую руку божества.

Пластичны также фигуры наханов (архатов) с левой стороны зала, как бы идущих один за другим и беседующих между собой. В этой группе хорошо передано чувство ритма и композиционной согласованности.

В рельефах Соккурама заметен отход скульпторов от прежнеГ; строгости и скованности в изображениях божеств к более жизнен ному и свободному стилю, главное внимание, как уже говорилось, обращается на передачу внутреннего состояния, выражения глубокой духовной силы и святости, что свидетельствует о влияниях китайской скульптуры периода Тан, проникавшей в Силла в VIII — X веках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *