«Иван Вишняков» Татьяна Ильина

Раздел: Книги

В 1752 году Вишняков получает чин надворного советника. Этот чин дает ему потомственное дворянство. Его жалованье теперь — семьсот рублей в год. Два сына продолжают его дело. Но сколькими утомительными, отвлекающими его мелочами приходится заниматься художнику на посту главы живописной команды! Невольно вспоминаются слова Э. М. Фальконе об А. П. Лосенко: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, ни в какой академии не касающихся профессора [...]»", Тут, правда, все происходило в стенах не Академии, а Канцелярии, но принципиальной разницы нет. Вряд ли можно было его считать и обеспеченным художником. В 1757 году, в период расцвета и славы, он пишет, что очень нуждается в очередной своевременной выдаче жалованья «для постройки двора и расплаты с долгами [...] на заготовление потребных материалов и прочей домашней надобности» (как будто и без этих объяснений он не заработал его своими бесчисленными трудами!).

В послепетровский и доакадемический период, то есть с 1720-х по 1750-е годы пенсионерства в России, как известно, не было. Художники делились на государственных (состоящих на службе) и вольных. Положение первых не было легким, что наглядно видно из жизни самого Вишнякова, чья судьба была относительно благоприятной. Но у государственных было постоянное жалованье, это выгодно отличало их от вольных. Общим же было то, что они не проходили пенсионерства, учились дома и по старинке. Лучшие из художников всегда думали о будущем, о будущих художественных кадрах. Вишняков первый вспомнил о правиле, введенном некогда Петром I. Сохранились документы, из которых явствует, что его сын учился итальянскому языку, готовясь к поездке в Италию. Учителей найти было трудно, ибо они не знали «язык российский». Вишняков-младший учился у католического патера Антония (по полдня), для которого сам же ученик просит учебник грамматики («обучает меня с прилежанием, токмо российский язык мало знает [...]»). В итоге патер Антоний докладывает Канцелярии, что тот обучился «изрядно», но нужна практика, «кою в Италии получить может»9. Сведениями о пребывании И. И. Вишнякова в Италии мы не располагаем. Вряд ли это случилось — началась Семилетняя война. Но сам факт знаменателен и свидетельствует о больших переменах в русской жизни. Через четыре года будет открыта российская Академия трех знатнейших искусств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Один ответ
  1. Марина says:

    Очень хороший, подробный стилистический разбор творчества Вишнякова. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *